A A A

Западноевропейская гравюра II пол. XIX века из коллекции А. П. Боголюбова. II часть

27.03.2014
Автор:  Алексеева Вера Юрьевна - заведующий сектором

  • Неизвестный художник. Сенокос. Коллекция Радищевского музея
 ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

В этом зале представлены работы художников барбизонской школы, к которой тяготел и сам А. П. Боголюбов, и тех, кто испытал её влияние. Он лично был знаком с барбизонцами и собрал уникальную коллекцию их живописных произведений, многие из которых находятся в постоянной экспозиции Радищевского музея. Барбизонскую школу живописи отличает обращение к обыденным мотивам родной природы, утверждение национального реалистического пейзажа. Любимым местом художников для работы на натуре была небольшая деревушка Барбизон, в лесу Фонтенбло, близ Парижа. Творчество барбизонцев имело огромное значение в развитии не только французского искусства, но и других художественных школ, обратившихся в XIX веке к жанру реалистического пейзажа.

Работы знаменитых художников-барбизонцев – Теодора Руссо, Франсуа Милле, Жюля Дюпре, Констана Тройона и других часто воспроизводились в гравюре. Французский рисовальщик и гравёр Франсуа Антуан Максим Лаланн (1827-1886) – один из мастеров репродукционной гравюры. Его листы, представленные на выставке, выполнены с оригиналов Ж. Дюпре и К. Коро. Необыкновенно воздушные, «кружевные», композиции раскрывают профессионализм художника, мастерское владение техникой офорта. В 1862 году Лаланн издал руководство к гравированию «крепкой водкой», а в 1869-ом – такое же сочинение о рисовании углём.

«Пейзаж» неизвестного гравёра второй половины XIX века с живописного оригинала «Выход из Фонтенбло. Закат» (1849) Теодора Руссо (1812-1867) – великого французского живописца, одного из основателей барбизонской школы, отличается глубоким пониманием природы и располагает зрителя к камерному сопереживанию. Суровая сдержанность и незыблемое спокойствие прекрасных дубов могут восприниматься и как духовное самовыражение художника.

Две гравюры – «Урок вязанья» и «Сенокос» – исполнены с живописных оригиналов ещё одного выдающегося барбизонца – Жана Франсуа Милле (1814-1875). Он никогда не писал картин с натуры, любил ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившиеся мотивы. Работы Ф. Милле отличаются мастерством, скульптурной лаконичностью форм и монументальностью, стремлением без прикрас показать деревенскую жизнь. «Урок вязанья» гравирован Феликсом Бракемоном (1833–1914). На нижнем поле листа есть надпись, подтверждающая право парижских экспертов–антикваров Арнольда и Трипа на тиражирование этой работы. Позже Ф. Бракемон испытал влияние импрессионизма, в 1900 г. получил Гран-при за свою графику в новой, импрессионистской, манере. Он оказывал значительное влияние на художников своего времени. Так, к его книге о рисунке и цвете, изданной в 1885 году, часто обращался Винсент ван Гог.

«Сенокос» выполнен французским гравером Лионелем Аристидом Лё Куто (1847-1909) с оригинала Ф. Милле 1850 года. Возможно, этот большая эффектная и динамичная гравюра относится к 1880-1890-м годам.

Листы из альбомного издания французского живописца-анималиста, пейзажиста и гравера Шарля Эмиля Жака (1813-1894), созданы по собственным оригиналам. Это один из самых больших монографических фондов в коллекции А. П. Боголюбова, насчитывающий более 70-ти листов. До сих пор они хранятся в двух старинных папках, поступивших в музей в 1885 году. Деревенские виды, пастухов и крестьян, отары овец автор писал сначала в Бургундии, а позже в Барбизоне. Картины Жака рассеяны в большом количестве по публичным и частным галереям Европы и Северной Америки; они также встречались и у русских любителей искусства. Среди наиболее значительных работ отметим: «Стадо овец среди пейзажа» (Люксембургский музей в Париже), «Овчарня» (Эрмитаж в Санкт-Петербурге). Ещё более чем картинами, Жак прославился многочисленными офортами, в которых с тонкой наблюдательностью и редким мастерством он воспроизвёл деревенскую жизнь, во всех её разнообразных, хотя и скромных проявлениях.

«Портрет Жана Поля Лоранса» исполнен Адрианом Дидье (1838–1924) с живописного оригинала – автопортрета художника 1876 года (Галерея Уффици). На гравюре – дарственная надпись Лоранса: «Моему коллеге и другу Боголюбову» и его личная подпись. Скульптор, график и иллюстратор, член французской Академии изящных искусств – Лоранс писал картины преимущественно на историческую тематику и портреты. По заказу французского правительства художник создал для парижского Пантеона два полотна, посвящённых Святой Женевьеве: «Св. Женевьева на смертном ложе» и «Положение Св. Женевьевы во гроб». Он также автор росписей плафонов в театре Одеон и внутренних помещений тулузского Капитолия (здания мэрии Тулузы). Преподавал в Академии Жюлиана. Из русских художников у Ж. П. Лоранса учились П.П. Кончаловский, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере. В собрании Радищевского музея находится живописный портрет А. П. Боголюбова кисти Ж. П. Лоранса и его рисунок «Сильные люди».

Еще один «Мужской портрет» с дарственной надписью: «Моему другу, господу Боголюбову», подарен Леоном Жозефом Флорантейном Бонна (1833-1922) – французским живописцем и коллекционером. Гравюра Л. Массарда выполнена с оригинала Л. Бонна

Кроме произведений пейзажного и портретного жанров на выставке представлены работы, в историческом жанре, выполненные с оригиналов известных французских художников XIX века Ахилла Девериа (1800-1857) и Поля Делароша (1797-1856) английским гравёром Джоржем Мейлом (1800-1842). По мотивам произведения Вальтера Скотта «Легенда о Монтрозе» – «Аннетта Лиль и Аллан Мак Олей» и посвященный событиям французской истории – «Генриетта Французская». Привлекает внимание историческая композиция «Наполеон Бонапарт. Восстание в Павии» французского гравера С. Деблуа с оригинала 1895 года Поля Эмиля Бутиньи (1854-1929). Фигура Первого консула и будущего императора Франции полна решимости и значительности.

Работы голландского гравёра Карела Гравезанда, близки по тематике и сельским пейзажам мастерам барбизонской школы и морским зарисовкам А.П. Боголюбова. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410031 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"