A A A

«Дон Жуан и Донна Анна». Цикл «Искусствовед рассказывает»

Автор:  Жукова Ирина Александровна - заведующий отделом хранения архивных материалов

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

У каждого произведения искусства, как и у каждого человека, есть своя «биография». О перипетиях судьбы работы И.Е. Репина «Дон Жуан и Донна Анна» (1896), представленной на выставке Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева – «И.Е. Репин. 50 шедевров мастера», мы и расскажем.

Выяснилось, что в 1909 году эта живописная работа принадлежала историку Д.И. Иловайскому, которого с И.Е. Репиным познакомил друживший с художником историк, археолог, этнограф Д.И. Яворницкий (также – Эварницкий). Являясь автором ряда статей по истории Запорожья, он вдохновил Илью Репина на создание картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и позировал для её центрального персонажа – писаря. В 1910-е годы работа «Дон Жуан и Донна Анна» оказалась в коллекции офицера Русской Императорской армии Николая Дмитриевича Ермакова (1867-1927), известного в художественных кругах Петербурга собирателя. К 1910 году его коллекция русского изобразительного искусства считалась «одной из самых выдающихся по количеству и качеству картин прошлого и нынешнего столетий» – как писал И.Е. Репин в письме коллекционеру, члену Общества поощрения художеств Е.Е. Рейтерну. Коллекция Н.Д. Ермакова состояла из произведений (как живописных, так и графических) на историческую и бытовую тему, пейзажа и портрета. Преимущественно это были работы современников собирателя: академистов В.А. Беклемишева, К.Б. Венига, A.A. Киселёва, В.Е. Маковского, передвижников К.А. Вещилова, H.H. Ге, А.И Корзухина, В.Г. Перова, И.И. Шишкина, а также работы В.А. Серова, А.И. Савинова, Н.К. Рериха, A.A. Рылова и других. Бόльшую же часть её составляли произведения И.Е. Репина, с которым Николая Дмитриевича связывали дружеские отношения на протяжении многих лет. Несколько живописных полотен выделялись своими крупными размерами: «Какой простор!» «Портрет Н.Б. Нордман-Северовой», «Дон Жуан и Донна Анна», а также «Портрет А.Г. Рубинштейна», который посетители могут видеть на выставке в Радищевском музее.

Насыщенную творческую жизнь Н.Д. Ермакова, полную деятельности и живого интереса к искусству, прервали события 1917 года. Опасаясь за судьбу своей коллекции, вынужденный покинуть Петроград Николай Дмитриевич в январе 1918 года сдал основную её часть в Русский музей, где она была принята на временное хранение в Художественный отдел. Одним из условий этой «сделки» было следующее: если коллекция не будет взята обратно из Музея в течение года после заключения мира России и Германии, то коллекция эта или невостребованная её часть перейдёт в собственность Русского Музея Императора Александра III. Позднее все произведения живописи, графики и скульптуры вошли в собрание Русского музея, который, в свою очередь, в 1920-е – 1930-е годы осуществил передачу около сорока работ бывшей коллекции Ермакова в различные музеи страны: в Музей искусств Азербайджана, Ташкентский художественный музей), Днепропетровский художественный музей, Костромской краеведческий музей и другие. На основании акта от 11 апреля 1928 года картина И.Е. Репина «Дон Жуан и Донна Анна» передавалась из Художественного отдела Государственного Русского музея в Саратовский Радищевский музей.

Сохранились негативы на стекле, выполненные фотографами, сотрудниками Радищевского музея А.В. и В.В. Леонтьевыми, запечатлевшие фрагменты музейной экспозиции первой половины 1930-х годов. На одном из них «Дон Жуан и Донна Анна» – в зале художников-передвижников в окружении работ Ф. Васильева, В. Маковского, А. Куинджи. На другом, в том же зале, она разделяет пространство стены с другими работами Репина – портретами А.П. Боголюбова, П.А. Столыпина, дочери художника Нади и замечательным этюдом с изображением нормандского песчаного пляжа с лошадкой.

В 1937 году, в Москве, в семнадцати залах Исторического музея была развёрнута грандиозная экспозиция Всесоюзной Пушкинской выставки, организованной в рамках масштабного проекта «в ознаменование 100-летней годовщины со дня смерти поэта». Десятки государственных учреждений и общественных организаций приняли участие в выставке, предоставив имеющиеся у них предметы и произведения искусства «пушкинской» тематики. Картина Репина «Дон Жуан и Донна Анна» из собрания Художественного музея имени А.Н. Радищева (как и «Портрет А.Н. Радищева» кисти неизвестного художника второй половины XVIII века) была также отправлена из Саратова в столицу.

В письме Радищевскому музею от 21 марта 1938 года за подписью директора Института литературы им. А.М. Горького профессора, члена-корреспондента Академии наук И.К. Луппола сообщалось, что «согласно постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 4 марта сего года (№ 256) все экспонаты и материалы, представленные музеем на Пушкинскую выставку, закрепляются за вновь организованным при Институте литературы музеем А.С. Пушкина». Также «рекомендовалось» подготовить в ближайшее время опись всех имеющихся в музее экспонатов и материалов, связанных с жизнью и творчеством поэта, подлежащих передачи Государственному музею А.С. Пушкина. К тому времени Художественный музей имени А.Н. Радищева уже расстался с пушкинскими раритетами: в Рукописный отдел Саратовского университета и Румянцевский музей в Москве в 1919-и и 1921-м были переданы автографы А.С. Пушкина 2-ой и 3-ьей глав «Евгения Онегина», а также подаренные музею литературоведом А.Н. Пыпиным два письма А.С. Пушкина барону А.А. Дельвигу и рукописи стихотворений «Послание цензору» и «Делибаш».

«Портрет А.Н. Радищева» всё же вернулся в родные стены музея, с гордостью носящего имя писателя, философа и просветителя XVIII столетия. А картина Репина вместе с другими экспонатами Государственного музея А.С. Пушкина переехала в 1949 году в Ленинград, и, наконец, обрела «постоянную прописку» во Всесоюзном музее А.С. Пушкина (с 1992-го – это Всероссийский музей А.С. Пушкина), откуда и прибыла в гости к саратовцам.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"