A A A

Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти ХХ века

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной работе

С 8 июля по 15 сентября 2013 года Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продолжает цикл выставок «Графический альбом» очередной серией работ «Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти ХХ века».

В русской художественной культуре рубежа двух столетий искусство графики стало одним из самых интересных и актуальных явлений. В экспозиции представлена так называемая «живописная» графика, соединяющая лучшие особенности языка двух видов изобразительного искусства. В этом сочетании проявлялась усилившаяся в начале ХХ века тенденция к синтезу различных искусств, поиску новых выразительных возможностей традиционных техник. При этом отсутствие академической законченности, демонстрация зрителю открытой и наглядной «технологии» также становится знаком времени.

Все эти черты нашли отражение в деятельности объединения «Мир искусства», возникшего на петербургской почве в 1898 году и просуществовавшего до 1924 года. Мирискусники стремились к широкому диапазону приложения своих творческих дарований: в разных областях графики, в станковой и монументальной живописи, в сфере расцветшего в эту эпоху театрально-декорационного искусства.

Создателем «Мира искусства» стал Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), график, живописец, театральный декоратор, выдающийся художествен-ный критик и искусствовед. Его базельские пейзажи 1896 года, как и другие ранние работы, почти монохромны по колориту, сумеречно-ненастны, полны романтической таинственности. По духу к ним близок поэтичный «Павловск» (1921), созданный спустя четверть века и раскрывающий одну из любимейших мирискусниками тем – живописные окрестности северной столицы. «Медный всадник» А.С. Пушкина неоднократно иллюстрировался А.Н. Бенуа. Оформление этой «петербургской повести» стало одним из высших достижений русской книжной графики первой четверти ХХ века. Принадлежащая музею работа «На берегу пустынных волн…» (1917), по сути, цветная крупноформатная версия заставки к «Вступлению» к этой поэме, звучащему как торжественная увертюра.

Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) – старший брат Александра, один из его наставников в искусстве. И хотя в доме Бенуа, воспитавшем целую художественную династию, акварель была «семейной профессией», лишь Альберт стал профессиональным акварелистом, главой специализированного Общества. Его лучшие работы отличаются свежестью восприятия природы и блестящим мастерством исполнения.

Один из ближайших соратников А.Н. Бенуа по «Миру искусства» – Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957). Постоянной темой его творчества был «город», окрашенный русским или европейским колоритом (как, например, изысканно-утонченный «Гаарлем»), предстающий и торжественной столицей, и уютной глубинкой. «Улица в Чернигове» (1912) – один из пейзажей, созданных во время поездки по городам средней России и Украины. В нем с особой поэтичностью передается ощущение жизни провинциального города, ее размеренно-неторопливого хода.

Под влиянием мирискуснической эстетики сформировался Евгений Евге-ньевич Лансере (1875–1946). Наряду с увлечением книжной графикой и мону-ментальной живописью, на протяжении всей творческой жизни успешно рабо-тал в области станкового искусства, выделяя, при этом, жанр пейзажа. Во время захватывающих путешествий много рисовал на пленэре, проявив незаурядный колористический темперамент. В 1922 году совершил поездку в Турцию. «Кладбище в Трапезунде» демонстрирует монументальность его графического стиля, сочетающего четкость и ясность композиционного мышления, незыб-лемость ощущения плоскости с благородством насыщенного, плотного, не-сколько «пряного» колорита.

Александр Яковлевич Головин (1863–1930) – выдающийся театральный декоратор, своим творчеством сыграл исключительную роль в завоевании ху-дожниками «главных ролей» в театре. К шедеврам его сценографии относят по-становки «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского (1911) и «Кармен» Ж. Бизе (1908). Стилизованная орнаментальность «Грановитой палаты» и сдержанная красочность декорации к «Кармен» («Улица у фабрики»), их подчеркнутая «картинность» раскрывают существенные особенности его декоративного стиля.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) не раз побывавшая в Венеции, как и многие другие художники, была покорена её красотой. В пейзаже из собрания Радищевского музея она словно увидела прекрасную Венецию сквозь призму родного "перламутрового" Петербурга, изобразив ее не по юж-ному яркой, а серебристо-серой, со смягченными контурами, как бы окутанны-ми ласковой, нежной дымкой.

Экспозицию зала завершает произведение Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) «Проект майоликового камина» (1899–1900), связанное с работой художника в Абрамцевской керамической мастерской. Врубель был увлечен решением колористических задач не только в живописи. В красочной декоративности эскизной композиции, построенной на сказочно-эпических мотивах, угадывается исключительная живописность будущего майоликового изделия.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"