A A A

Илья Пророк в пустыне с житием. XVI век. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Автор:  Царёва Татьяна Борисовна - заведующий отделом

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

С XIV века в древнерусской живописи все чаще начинают появляться житийные иконы. В центральной чести иконы, которая называется средник, изображается святой, а по бокам размещаются небольшие, одинаковые по размеру изображения, которые называются клейма, в них представлены главные события из жизни святого. Подобные иконы существовали и в Византии, но там они не получили столь широкого распространения, как в славянских странах и особенно на Руси. На Руси житийную икону называли «памятником, прежде жившим и книгой для тех, кто грамоте не разумеет». Сюжеты житийных сцен нередко восходили к апокрифическим источникам, что давало художнику возможность более вольного их толкования. К тому же, по мере развития искусства в XIV и XV веках, в этих сценах часто находили свое отражение жизненные наблюдения иконописца. Так в житийные сцены начали проникать элементы реальной архитектуры и реального быта, но в то же время житийная сцена никогда не превращалась в простую жанровую картину. В ней всегда сохранялась дистанция между миром идеальным и миром реальным.

К разряду житийных икон относится и икона «Илья Пророк в пустыне с житием», написанная в XVI веке. Повествование о жизни и деятельности пророка Ильи можно прочитать в Библии, в Третьей и Четвертой книгах Царств.

Святой Илья был одним самых почитаемых на Руси ветхозаветных пророков. Он жил во времена царя Ахава, правившего в Иудее. Образ Ильи Пророка, гневливого и неистового ревнителя Бога, взятого живым на небо в огненной колеснице, органично соединился в сознании русского человека с образом грозного Перуна, главного божества славян, повелителя грома и дождя. Постепенно, вытеснив его, Илья стал одним из самых популярных в народе святых, который, по представлению крестьянина, дает дождь или ведро, хранит дом и урожай от пожара, наказывает неправедных огнем. Его лику придавали обычно суровое, гневное выражение, в полном соответствии с его характером. В среднике иконы изображение «сидения» пророка Ильи на горе Хориве, у Хоравского источника, куда он удалился после обличения царя Ахава, поклонявшегося языческим божествам, а вороны приносили ему пищу. Илья на иконе предстает седовласым старцем, сидящим на фоне холмов, их неяркие охристые тона, призваны создать ощущение «дикой» пустыни. Илья облачен в светлый хитон, а на его плечи накинут плащ, подбитый овчиной, называемый милотью. Левая рука святого покоится на колене, а лицо обращено к летящему ворону. Поворот головы и массивной фигуры Ильи, детали окружения: горки, условные деревья, текущий у ног ручей, летящий ворон характерны для иконографии святого. Однако искусство XVI века, более декоративное и радостное, оказало влияние на трактовку образа. Суровый старец с развевающимися космами волос становится более благообразным. Черты лица смягчены, сглажены, линии округлы и плавны.

На полях иконы в двенадцати клеймах рассказывается житие Ильи. В основе изображений лежат как библейские Книги Царств, так и апокрифические сюжеты.

Клеймо I .Согласно апокрифу ангел является во сне отцу Илии - Саваху. Ему было видение: прекрасные мужи в белом пеленают новорожденного Илию в огненные пелены и дают ему вкусить огнь, как пророку Исайе угль, пророческий дар.

Клеймо 2. Центральное место в житии пророка занимают ветхозаветные сказания времен израильских царей Ахава и Охозии. По наущению жены своей, финикиянки Иезавели царь вводит в стране поклонение языческим (финикийским) богам Ваалу и Астарте. Явившийся царю Ахаву Илья Пророк возвестил, что за бесчестие страну ждут засуха и г Средник иконы. После этого Илья удалился в пустыню, где жил у потока Хорав, а ворон приносил ему пищу.

Клеймо 3. Скоро поток высох, и Илья ушел в город Сарепт, по гласу Господню в Сарепт, когда везде уже был голод. Ему было сказано, чтобы пришел он к вдове, которая накормит его. Он пришел к этой женщине, а у нее нет воды, последняя мука и последнее масло, но он сказал ей: «Дай мне напиться и кусок хлеба». И по слову Илии, и по воле Господа неисчерпаемы были запасы хлеба и масла у этой вдовы.

Клеймо 4. Но тут случается страшное - заболевает сын вдовицы, и она покорно говорит Илии: «Да, ты пришел наказать в моем лице всех неправедных, но ты отнял у меня единственного сына». И пророк Илия воскрешает сына вдовицы. Как сказано в писании: «Трижды наклонился Илия пророк над отроком и вдохнул в него жизнь».

Клеймо 5. На третий год засухи повелел Илья Пророк собрать жрецов Ваала на горе Кармил, чтобы принести жертвы Богу. Жрецы Ваала положили тельца на дрова и призвали небесный огонь, но не было им «ни голоса, ни ответа».

Клеймо 6. Когда же Илья воззвал к Богу, тот поглотил своим огнем его жертву и сразу пошел большой дождь.

Клеймо 7. После этого Илья побил лжепророков (клеймо 7).

Клеймо 8. Илья слушает повеления Бога.

Клеймо 9. Илья совершает помазание на царство над Сирией царя Азаила

Клеймо 10. Он побивает войска из 50 человек, посланных за ним царем Охозией, обратившимся к Вельзевулу.

Клеймо 11. И предрекает гибель неверному царю.

Клеймо 12. И последнее изображение - Бог забирает праведного Илию живым на небо. В этот день перед Илией и его учеником, пророком Елисеем, расступаются воды Иордана, является огненная колесница, которая уносит Илию, на небо, минуя смерть. Он оставляет милость своему ученику Елисею в знак преемственности пророческого дара.

Клейма иконы повествовательны, иллюстративны, перед нами богословская книга, написанная кистью и красками. Словесный образ заменяется образом живописным.

Расположение сюжетов клейм на иконе «Илья Пророк в пустыне с житием».

1. Рождество Ильи пророка с явлением Саваху, отцу Ильи, во сне ангела с младенцем, повитым огнем

2. Илья Пророк обличает царя Ахава.

З. Илья Пророк в доме вдовицы Сарептской.

4. Илья Пророк воскрешает сына вдовицы.

5. Жертвоприношение жрецов Ваала.

6. Жертвоприношение Ильи Пророка.

7. Илья Пророк побивает жрецов Ваала.

8. Явление Бога Илье Пророку.

9. Помазание на царство над Сирией царя Азаила.

10. Илья Пророк попаляет пятидесятников.

11. Илья Пророк обличает царя Охозию.

12. Огненное восхождение Ильи Пророка.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"