A A A

Квадрат как магия искусства. Размышления на выставке

  • Квадрат как магия искусства. Размышления на выставке
По латыни festivus означает праздник. На сей раз «Ночь музеев – 2013» как праздник будет местом праздника изобразительного искусства.

Арт-объект «Шахматная доска», представленный на одноимённой выставке в Радищевском музее в рамках Фестиваля современного искусства, создавался почти сотней художников. Подобно понятию «дизайн», термин «арт-объект» включает в себя процесс и результат, произведение искусства и его толкование, образ и коммуникацию. Расположенные как шахматная доска, в контрасте светлых и темных красок, экспонаты, включенные в выставочный контекст, обретают дополнительное по отношению к образной информации значение и эмоциональное звучание. В этом плане само название «шахматная доска» обретает множество смыслов.

Во-первых, игра в шахматы на поле из шестидесяти четырех клеток, уходит корнями в столь же глубокую древность, как и искусство. Шахматы потому и не были утрачены как игра на протяжении тысячелетий, что имеют в своей основе «парадокс, лежащий в природе человеческого разума: он и рационален и иррационален. Шахматы – замкнутый мир игры, ограниченный пространством доски. Но какая-то чудодейственная сила выводит этот крохотный мир за пределы его собственного пространства, и он охватывает своим ментальным полем весь огромный мир человеческой культуры» (Л. Г. Юдасин «Тысячелетний миф шахмат»). Живопись и графика также ограничены пространством холста или листа, образной системой колоритом, композиционным строем историей своего создания связаны с мировой культурной традицией.

Исследователи связывают символико-мифологическую природу шахмат с «Книгой перемен», с борьбой белого и черного, дня и ночи, света и тьмы. При создании арт-объекта из произведений саратовских художников учитывается скорее живописный контраст светлого и темного, а контраст - одно из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Например, живопись строится на соотношении и, следовательно, сопоставлении теплых и холодных тонов, графика — на сопоставлении темных и светлых, а архитектура — легких и тяжелых элементов конструкции, т.е. несущих и несомых. Сопоставление звука, имеющего определенную высоту и длительность, с паузами составляет структуру музыки, а борьба добра со злом — основу драматургии. Наше восприятие действительности вообще строится на сопоставлениях: приятного и неприятного, простого и сложного, возвышенного и земного. Но контраст, как и шахматная доска, являясь формой сопоставления чего-либо, одновременно служит и средством гармонизации, потому что объединяет противоположности в единую систему, просто обозначая ее крайние полюса. Об этом писал еще Леонардо: «Белое с черным или черное с белым кажутся более могущественными рядом друг с другом, и вообще противоположности всегда кажутся более могущественными рядом друг с другом». В чистом виде живописный контраст – «Черный квадрат» К. Малевича, освобождение от предметности и даже от геометричности изображаемого объекта, движение к «беспредметности». В том же 1915 г., когда было создано одно из самых скандальных произведений мирового искусства, Малевич пишет «Четыре квадрата», одно из значимых произведений в коллекции музея имени А. Н. Радищева. Магия этого произведения заключается в том, что оно может быть продолжено в любую сторону до бесконечности, создавая шахматную доску или же даже бесконечную шахматную доску жизни.

В целом же, квадрат — универсальная равносторонняя геометрическая фигура, символ равновесия и пропорциональности, стабильности и постоянства, защиты и ограничения. Четыре стороны и четыре прямых угла сделали его аллегорией четырех стихий и четырех сторон света. В Индии, Китае, Монголии и других странах Востока квадрат - символ Земли и материального мира вообще, в противоположность кругу, воплотившему в себе божественную небесную и духовную сферу. Кроме того, каждый, кто любит головоломки, прекрасно знает, как увлекательно строить магические квадраты – квадраты, разбитые на множество квадратов, в которые вписаны числа. Сумма этих независимо оттого, складывают ли их по вертикали, по горизонтали или по диагонали, всегда будет равна одному и тому же числу.

Арт-объект «Шахматная доска», таким образом, акцентирует как материальность воплощения искусства (на холсте, бумаге, картоне, бронзе и мраморе), так и его универсальность. И его вечную магию, загадочность, невозможность окончательного толкования и множественность трактовок любого произведения, созданного художником.

При использовании данной публикации ссылка на сайт «Новости Радищевского музея» обязательна

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"