A A A

«Белое золото». Фарфор Китая в собрании Радищевского музея

Автор:  Ашиткова Алёна Юрьевна - заведующий отделом

Коллекция китайской керамики в Саратовском музее имени А.Н. Радищева насчитывает около 120 единиц и включает в себя произведения искусства, изготовленные в XVIII-ХХ веках. Это изделия разнообразных форм - вазы, чаши, блюда, тарелки, чайники, чашечки и фигурки - которые, по большей части, производились на экспорт в Европу и Америку. Фарфоровые предметы декорированы в техниках, характерных для фарфора эпохи Цин: росписью кобальтом, полихромной росписью (кобальтом и красной железной краской, эмалевыми красками в гамме «розового семейства»), рельефным орнаментом.

В 1885 году к открытию Радищевского музея в числе других произведений были подарены его основателем, художником-пейзажистом и коллекционером Алексеем Петровичем Боголюбовым 13 предметов из фарфора. Следующее большое поступление состоялось в 1887 году. Император Александр III подарил музею 23 предмета китайской керамики, в том числе и вещи, ранее бывшие частью коллекции князей Голицыных. После смерти А.П. Боголюбова в 1897 году согласно его завещанию были переданы еще 12 предметов. В 1916 году переданные по завещанию Михаила Николаевича Галкина-Враского, служившего в 1870-1879 годы саратовским губернатором, 13 предметов стали частью музейного собрания китайской керамики. После революции, в 1918-1924 годы из частных собраний и усадеб, через реквизиционные конторы и другие организации в музей поступило более 20 предметов китайского фарфора, а в 1928 году еще 5 были переданы из Государственного музейного фонда. После войны единичные предметы передавались в дар или приобретались у частных лиц.

В ходе инвентаризации 1940-х годов все предметы были внесены в инвентарные книги. Однако эти записи были краткими, чаще всего без указания места и времени создания, или ошибочными (предметы были внесены как японские). В настоящее время проводится научная инвентаризация предметов восточной керамики, в том числе и китайской, что дает возможность наиболее полно изучить эти предметы декоративно-прикладного искусства.

Вниманию зрителя мы представим избранные предметы музейной коллекции китайской керамики.

Известно, что излюбленной техникой декорирования фарфора была роспись кобальтом. Именно такие изделия приводили в восхищение европейцев и становились предметом коллекционирования. Долгое время бело-синий фарфор составлял основную массу экспорта китайской продукции. Одним из главных центров фарфорового производства был Цзиндэджень в провинции Цзянси. Изделия, выходившие из его печей, отличались высоким качеством. Возможно, именно о таких произведениях искусства великий китайский поэт Ли Бо (VIII в.) писал: «Как ясное небо он чист, невесом, как бумажный лист. Своей белизной манит, как горное эхо звенит…». С VII века для росписи стали использовать бело-синюю краску, изготавливавшуюся из оксида кобальта. Поначалу готовую краску завозили из Персии, а в начале правления Минской династии (XIV в.) кобальт был обнаружен в самом Китае. В эпоху Мин (1368-1644) и эпоху Цин (1644-1911) подглазурная синяя роспись получила широкое распространение, но своего расцвета она достигла во время правления императора Канси (1662-1722).

Мастера, расписывавшие изделия в этой технике, должны были виртуозно владеть кистью. Одним из примеров росписи кобальтовой краской является ваза типа гуань с повторяющейся пейзажной композицией. На фоне гор, деревьев, воды и камней даны две фигурки идущих мужчин господина и слуги. Вверху на плечиках с двух сторон стилизованные цветы пиона и хризантемы за изгородью. На горле полоса сетчатого орнамента с четырехлепестковыми цветами и двумя резервами с камнем и цветами пиона и хризантемы. Художник воспроизводит на вазе не просто уголок природы. Две маленькие бредущие фигурки на фоне высоких гор, крупно изображенная в центре сосна создают у зрителя поэтическое настроение. При росписи кобальтом разных оттенков мастер использует разные приемы: широкие мазки и пятна в изображении камней, гор и штриховка при передаче воды, высокой травы. На дне вазы - голубая поглазурная марка в виде двух окружностей, которая ставилась на изделия частных мастерских в период правления императора Канси. Подобные вазы производились в XVIII веке как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Интересна тарелка, на зеркале которой кобальтом разных оттенков изображены два фазана среди ветвей цветущего пиона и скал в обрамлении пояска раппортного узора из спиралевидных завитков. По борту дана широкая полоса чешуйчатого орнамента с наложенными на него стилизованными цветами, бабочками, свитками и предметами «восьми драгоценностей». Такая благопожелательная композиция означала пожелание богатства и процветания до конца жизни и очень часто использовалась мастерами при росписи фарфоровых изделий. Как и блюдо из собрания музея Виктории и Альберта с аналогичной композицией, характером изображения скал, краевыми орнаментами время исполнения музейной тарелки можно отнести к 1770-м годам. На парных вазах представлена популярная в росписях композиция «Шуан Лун Си Чжу» - два четырехкоготных дракона, играющие жемчужиной в облаках. По верху и низу тулова даны полосы традиционного орнамента «тающий лед» с цветами сливы мэйхуа, выполненными резервом на синем фоне. Изображение на вазах драконов с жемчужиной означало пожелание счастья, богатства, долголетия и исполнение желаний. Такие предметы, украшенные благопожелательной символикой, были широко распространены и предназначались для подарков, например в Новый год, самый любимый праздник китайцев, когда зацветает дикая слива мэйхуа. На дне стоит марка времени правления императора Канси (1644-1722). Однако характер ее написания, а также аналогия с блюдом со сходной композицией позволяет предположить, что вазы были выполнены в частных мастерских Цзиндечжэня в начале XIX века. Парные вазы с высоким и широким цилиндрическим горлом раструбом сплошь покрыты узором из завивающихся побегов сладкого горошка со стилизованными крупными цветами. На горле и тулове помещены иероглифы шуанси (двойная радость). Вазы с подобным декором служили свадебным подарком. Изображенные на них побеги символизировали «всегда» и «много детей», а сдвоенный иероглиф «си» - радость» являлся олицетворением супружеского счастья, свадьбы. Такие вазы выпускались на протяжении всего XIX века, но особенно популярны они стали во время правления императора Тунчжи (1862-1874). Этот император, второй из Цинской династии, женился, будучи уже императором, на одиннадцатый год своего правления (1872). Такое значительное событие было первым за 200 лет со времени свадьбы императора Канси. Для Тунчжи было изготовлено более 7000 предметов специального свадебного фарфора, украшенного двойным иероглифом шуанси. Вероятно, этим событием и определялась популярность такого декора на фарфоровых изделиях. На вазах стоят марки минской династии – императора Чэнхуа (1464-1487) – четыре иероглифа, написанные от руки синим кобальтом. Такая маркировка часто встречается на фарфоровых предметах, выполненных по второй половине XIX века в частных мастерских. Вазы из музейного собрания, по аналогии с подобными предметами датируются концом XIX века.

Помимо монохромной подглазурной росписи кобальтом китайские мастера все чаще стали использовать полихромные краски, наносившиеся поверх глазури. Спрос на фарфор в начале правления династии Цин быстро рос, что повлекло за собой увеличение вывоза изящных и хрупких и изделий за границу. В XVIII веке китайскими мастерами были разработаны новые палитры раскраски фарфора, названия которых происходят от преобладания того или иного тона в полихромной росписи – зеленое, черное, розовое семейства. В коллекции музея есть большое количество предметов, расписанных в гамме «розового семейства». В 1650 году голландским химиком Андреасом Кассиусом была создана розовая краска, полученная с применением коллоидного золота. Ее то и стали использовать китайские художники, ориентируясь на вкусы западного рынка. Основными мотивами для полихромной росписи в гамме «розового семейства» были изображения цветов, птиц, бабочек, символических предметов, которые комбинировались в благопожелательные композиции.

Примером предметов, изготовленных для Ост-Индской компании в конце правления императора Юнчжена (1723-1735) – начале правления императора Цянлуна (1736-1795), являются чайник, тарелка и блюдо. Чайник интересен своей формой - дно и низ шаровидного тулова рельефные, в виде распустившегося многолепесткового цветка. На тулове с двух сторон композиции из цветов, бутонов, листьев, ближе к ручке с одной стороны - цветок пиона (розы), с другой - хризантемы. На плечиках поясок ромбовидного узора: на темно-розовом фоне повторяющиеся четырехлепестковые цветы и точки. Куполообразная, с рельефом в виде распустившегося цветка крышка также декорирована тремя ветками с желтыми и темно-розовыми цветами и листиками. Чайники подобной формы с росписью в гамме «розового семейства» часто встречаются на западном антикварном рынке, в собраниях музеев. На зеркале тарелки слева, у воды изображена белая цапля, рядом - цветущий куст пиона и бамбук, справа - цветок лотоса. На втором плане, на фоне гор - водопад среди холмов. По борту три ветки с пышным бело-розовым цветком и бутонами. Такого рода композиция (изображение цветов и птиц в пейзаже) характерна для предметов, расписанных в гамме «розового семейства». В росписи тарелки, как и чайника, используется наряду с эмалевыми красками красная железная краска (кораллового оттенка) для контуров и обводки. На блюде с широким отогнутым бортом изображена китайская сюжетная композиция - «жэньу» - люди. В центре две беседующие женщины, у одной в руках раскрытый веер, вторая с опахалом, правой рукой показывает на стоящего справа, под деревом мужчину. Фон – пейзаж с горами, деревьями и водоемом с двумя плавающими уточками-мандаринками, слева часть дома. Вокруг зеркала раппортный орнамент из трехлопастных облачков и трилистников, выполненный красной железной краской и золотом. По борту ветки с цветами пиона, лотоса, хризантемы, камелии со стилизованными листьями и завитками. В росписи фарфора цинского периода широко использовались сюжеты из классических романов. Возможно, изображение на блюде музейного собрания является иллюстрацией литературного произведения. В коллекции Галереи Бертрана де Лаверня (Париж), находится блюдо, аналогичное по форме и сюжетной композиции музейному предмету, которое датируется периодом Юнчжэн (1723-1735).

Расписывать предметы подглазурным кобальтом и надглазурной железной красной краской и золотом китайцы начали в конце правления императора Канси (1644-1722). Эта техника росписи, получившая название «китайского имари», была заимствована у японских мастеров. Изделия, выполненные в стиле имари, экспортировались в Европу голландцами, которые имели монополию на торговлю с Японией. Такой фарфор пользовался огромной популярностью и стоил очень дорого. Этот факт привлек внимание китайских мастеров, и вскоре их продукция превзошла по количеству японскую. Следует отметить, что черепок китайских изделий был более тонкий и белый, цвета более деликатные, а композиция не такая насыщенная, как на японских предметах. В собрании музея есть несколько предметов, расписанных в стиле «китайского имари». Это таз для бритья (1885, Боголюбов), чайник (1897, Боголюбов), две чаши, рукомойник и несколько тарелок.

Все эти разнообразные по форме предметы расписаны цветочными композициями, которые для китайцев имели символическое значение, но не прочитывались европейцами. Исключением в музейной коллекции являются две парные чаши с изображением на зеркале извивающегося пятикоготного терракотового цвета дракона с четырьмя лапами на фоне волн, выполненных подглазурным кобальтом. Снаружи по борту девять терракотовых драконов в разных позах на фоне стилизованных волн. Для китайцев дракон символизировал силу, власть, удачу. Будучи священным животным, он являлся олицетворением императорской власти. Его изображение украшало одежды императора, извивающегося дракона можно было увидеть на дворцовых колоннах, потолках, фарфоровых изделиях и предметах мебели. На дне чаш в центре голубя подглазурная марка из 6 иероглифов с именем китайского императора Цяньлуня (1736-1795). Вероятно, эти чаши выполнены в императорских мастерских Цзиндэчжэня, только там можно было ставить на фарфоровые изделия марку с именем императора. Изображение на тарелке пятикоготного дракона (на зеркале) и девяти драконов (снаружи на борте), а также наличие марки говорит о том, что данный предмет использовался в одном из императорских дворцов или павильонов. Аналогичные чаши, датируемые периодом Цяньлун, были проданы на аукционе Сотбис в 2013 году. Белый чайник с шаровидным, рифленым туловом расписан цветами-символами. На одной стороне тулова распустившийся лотос с бутоном, отцветшим цветком и плодом в листьях - цветок июля, символ прошедшего, настоящего и будущего, олицетворяющий чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу. На другой стороне куст цветущего пиона, являющийся цветком марта, который олицетворяет богатство, честь, здоровье и процветание. Изображения выполнены подглазурным кобальтом, надглазурной красной (железной) краской и дополнены тонкой золотой и красной обводкой. Чайник, вероятно, был выполнен в первые десятилетия правления императора Цяньлуна (1736-1795). Рукомойник был частью умывального прибора, к нему полагался таз. Впоследствии он был переделан в вазу или кашпо (отверстие крана забито пробкой, крышка утрачена). Полукруглый, сзади плоский, с туловом грушевидной формы рукомойник с краном в виде маски усатого мужчины расписан в стиле китайского имари. На передней части тулова крупно дана композиция из пышных красно-оранжевых с золотом цветков лотоса в синих с золотом листьях, вьющихся синих стеблей с красными стилизованными цветами и листьями. Вверху - два орнаментальных пояса с красным ромбовидным орнаментом и синим фестончатым орнаментом с красными ягодами на концах. На ножке поясок синего зигзагообразного орнамента, обведенного золотой и красной линиями. Интересно сочетание европейской формы предмета и типичной для китайцев цветочной росписи с символическим значением. Сопоставляя данный предмет с изделиями, расписанными в схожей манере, можно предположить, что рукомойник был изготовлен в период правления императора Юнчжэна (1723-1735) или в начале правления императора Цяньлуна (1736-1795).

Представленные фарфоровые изделия составляют лишь малую толику музейного собрания китайской керамики. Интересные экспонаты, расписанные в гамме кантонского розового семейства, с росписью, имитирующей технику перегородчатой эмали, украшенные рельефом под старую бронзу, мелкая пластика остались за пределами статьи. Изучение китайской керамики позволяет не только получить знания о предметах прикладного искусства, бытовавших в определенные эпохи, но и открывает перед исследователем мировоззрение и душу китайского народа, загадочного и не всегда понятного европейцу.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"