A A A

«Выставка картинъ въ пользу раненых воиновъ» Саратовъ. Боголюбовское рисовальное училище. 1914»

9 ноября 1914 г. в Радищевском музее открылась «Выставка картинъ въ пользу раненых воиновъ», на ней было представлено около 240 работ – последняя, большая выставка дореволюционного периода саратовских и иногородних художников. Выставка организована исключительно с благотворительной целью. Некоторые работы художников выставлялись на продажу. В основу экспозиции выставки вошли работы преподавателей Боголюбовского рисовального училища (БРУ) и иногородних художников. Об этом исключительном событии существует немало сведений, включая издания Радищевского музея.

С первых дней первой мировой войны Саратов становится окружным пунктом распределения раненых и запасных призывников. Их размещали в зданиях школ, училищ и гимназий, в том числе и духовного ведомства. Было образовано 30 лазаретов, располагавшихся в учебных заведениях, различных городских зданиях, в помещениях, арендованных у частных лиц. Например, в консерватории в 1914 г. было расквартировано 800 мобилизованных, а Попечитель Радищевского музея Славин Иван Яковлевич предоставил часть своего дома под лазарет. Тем не менее, художественная жизнь в городе не замерла. Патриотический подъем первых месяцев войны захватил все слои населения России, в том числе и художественную интеллигенцию Саратова. Многие художники отказались от преимуществ по призыву и ушли в действующую армию.

В архиве Радищевского музея хранится небольшого формата «Каталогъ выставки картинъ въ пользу раненах воиновъ». Саратовъ. Боголюбовское рисовальное училище. 1914, который содержит сведения об именах художников, их работах, представленных в экспозиции. Каталог был отпечатан в «Типо-Лит» П.С. Феокритова, Никольская ул. Соб. дом. 1914». Отчеты и учетные документы, письма с обращением «директора господина Боева П.Н. Боголюбовского рисовального училища и Радищевского музея состоящих под Августейшим Великаго князя Георгия Михайловича Покровительством г. Саратов» отражают тревожное время начала первой мировой войны.

К примеру,

- письмо № 287 от 28 сентября 1914 г., в котором директор Боев Петр Николаевич обращается к потенциальным участникам: «Боголюбовское рисовальное училище и Радищевский музей в средних числах октября устраивает выставку картин, чистый доход с которой и 15% с проданных картин поступит в пользу раненных воинов. Комитет по устройству выставки обращается к Вам с покорнейшей просьбой принять участие в этой выставке Вашими произведениями. Привоз в Саратов и обратно за счет выставки. Надеюсь на Ваше сочувствие к этой цели, которую преследует выставка, прошу принять уверение в моем искреннем к Вам уважении…»

- на бланке письма «М.В.Д. Главнодействующий и Д. Саратовскаго Губернатора по канцелярии Камергер Высочайшего Двора 28 октября 1914 № 8077» дан разрешительный ответ: «В следствие предоставления от 23 сего октября, за № 328, уведомляю Вас Милостивый государь, что устройство Вами в помещении Радищевского музея, в период времени с 9 наступающего ноября по 7 января 1915 года, выставки картин, сбор с которой предназначен в пользу раненных воинов, мною разрешается» (1,2)

Но, начавшаяся война внесла коррективы. Архивные документы Радищевского музея 1914-1915 года несут сведения об активной переписке директора Радищевского музея Петра Николаевича Боева с иногородними художниками, многие из которых ссылались на затруднения в пересылке произведений к объявленной выставке. Например, несколько писем было направлено в адрес «Товарищества Д.Г. Бурылина» в городе Иваново-Вознесенское Владимирской губернии.

На письмо из Саратова от 18 ноября 1914 пришел ответ от «Кружка любителей художеств» 11 декабря 1914, № 84, в котором сообщается только о возможности предоставления рисунков. В письме от 16 декабря 1914 года сообщено об отказе в участии «в пользу приюта для увечных воинов» по причине сложности пересылки экспонатов за подписью Председателя Кружка Н. Кривобокова, секр. С.Молчанова.

Вызывает интерес телеграмма Бенуа из Петрограда 1914 г. Его работы, по непонятным причинам, не вошли в изданный Каталог «Выставка картинЪ вЪ пользу раненых воиновЪ» 1914 года: «Благоволите для большой акварели сделать черное паспарту как на белых и все три вставить в черныя простыя багетныя рамы без золота под стекло Шлю привет= Бенуа».

Об Александре Николаевиче Бенуа – создателе и идеологе «Мир искусства» известно, что узы дружбы и творческой общности много лет связывали его с Серовым, Рерихом, Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Грабарем, Сомовым, Бакстом, Лансере, Добружинским, Серебряковой, Билибиным, Яремичем и другими.

Итак, согласно списка, (по алфавиту), в каталоге «Выставка картинЪ вЪ пользу раненых воиновЪ» 1914 года указано 45 имен художников с перечнем их произведений: «АрхиповЪ А.Е., БакулинЪ В.А., БассанЪ Ф., БеггровЪ А., ДудинЪ С.М., ЖелярдЪ, Журавлев Ф.С., Игнатьев М.И., КовригинЪ Б., Коккель А.А., Корнеев Ф.М., Крамской И.И., Крыжицкий К.Я, Куинджи А.И., Куликов И.С., Лебедев К.В., ЛопухинЪ П.Н., Лукомский Т.Г., Максимов А.О., МалютинЪ С.В., МасютинЪ В.Н., Мясоедов Г.Г., НикулинЪ А.О., Ноаковский С.В., Переплетчиков В.В., Пекуль, Пирогов Н.В., Позднеев В.И., Поленов В.Д., Протопопов Н.А., Радищев Л.А., Рыженков И., Репин И.Е., Саватеев С.М., Савицкий К.А., Сальватор - Роза, Смирнов В.В., Софьин П.К., Туржанский Л.В., Уткин П.С., Федорова М.А., Федоров М.С., Шалон, Шеров И., Федосеев А.А.»

В этом перечне, прежде всего, обращает на себя внимание имя преподавателя БРУ художника Никулина Андрея Осиповича. (1878–1945). Им представлены картины, заграничные этюды и этюды любимых мест художника на Алтае и Волге, общим числом – 100 штук.

Еще находясь за границей, А.О. Никулин получил приглашение из Боголюбовского рисовального училища города Саратова работать в качестве педагога. Здесь 25-летний выпускник ЦУТР (Центральное училище технического рисования А. Л. Штиглица) Никулин был преподавателем рисования гипсового орнамента и живой натуры (птиц и животных) и декоративной живописи. Он близко сходится с художником Александром Ивановичем Савиновым, окончившим Академию художеств, в доме матери которого он жил. Сын А. И. Савинова вспоминал впоследствии: "Вместе с отцом они работали, а вечерами вели разговоры об искусстве, о жизни, обо всем на свете, играли в шахматы". Не только в Сибири, но и в Саратове А.О. Никулин быстро и органично входит в творческую среду. Он работает над декорациями и костюмами для местного театра. В журнале "Многоугольник" публикуются его рассказы с авторскими иллюстрациями, его избирают в комиссию членов-учредителей Общества пластических искусств. Помимо сибирских и саратовских выставок А.О. Никулин в эти годы участвует в столичных и зарубежных. В 1913 году он в числе представителей от Русской школы получает приглашение на участие в Мюнхенской международной выставке. Известный критик того времени С. Глаголь писал: «На выставке "Свободного творчества" интересен только Никулин, влюбленный в голубые просторы Алтая». Согласно упомянутого выше Каталога выставки 1914 года, художником А.О. Никулиным были представлены картины: «В теснинах Алтая», «На привале», «Хоромы царя Берендея», «Праздник на Волге», «Портрет Ф.М. Корнеева» и др. Этюды: «Равенна», «О. Капри farelioni», «О. Исания. Кастелло», «О.Лидо.Море», «О. Сицилия. Палермо», «Рим. Колизей», «Венеция. Набережная Riva Schiavoni», «Швейцария.Люцерн», «Париж. Булонский лес» и др. Среди этюдов Алтая: «Водопад на реке Арасинь», «Водопад на реке Кумир», «Пороги на реке Каргон», «Водопад на р. Белокуриха», «Белокурихинские целебные источники», «Гора Белуха», «Лог близ Белокурихи», «Рахмановское озеро с горы», «Кедр на Рахмановских ключах», барнаульский «Сосновый лес» и др. Из волжских этюдов на выставке представлены: «Тарханка», «Серый день на Волге», «Ветлы на берегу Волги», «Сумерки над Волгой», «Сирень над столом» и др.

Творчество Никулина А.О. связано с Алтаем и Волгой и уже много лет как вписано в историю искусства этих российских регионов. Он признан как первый профессиональный художник Барнаула XX века, как первый алтайский импрессионист («Голубой Алтай», «Кедровый лес», «Пороги на реке Кумир»). Известно, что в 1930-е годы в Москве состоялись две его персональные выставки, экскурсоводом на них был сам автор. Посетителям запомнились огромных размеров акварели с видами Барнаула, Алтая и Крыма. Он участвовал в оформлении всех картин на фабрике «Совкино» («Мосфильм»): «Теплая компания» (1924), «Новый Гулливер» (1935), «Тринадцать» (1937), «Руслан и Людмила» (1940).

* * *

Корнеев Федор Максимович (1864-конец 40-х)– академик живописи, 14 лет являлся преподавателем Боголюбовского рисовального училища, владелец художественной студии (1906) и единственного в городе салона – магазина (1909). Он занимался в частной студии Ф. Коларосси в Париже, помимо преподавания в классе живописи, читал историю искусств. Его творчество на выставке 1914 года было представлено следующими работами: «Улица в Берлине», «Портрет г-жи Евреиновой Е.К», «Портрет баронессы Штайнгейм», «Портрет г-жи Юматовой Н.В.», «Портрет балерины Императорского Московского балета г-жи Адамович».

Имя Корнеева Ф.М. постоянно встречается на страницах книг, посвященных художественной жизни Саратова конца XIX- начала XX столетия, и в периодической печати того времени. Д.Б. Даран отмечал: "Как же не вспомнить артистичного Федоpa Корнеева... который кроме занятий в Боголюбовке имел свой магазин художественных принадлежностей, где мы изредка с Володей Милашевским покупали открытки Парижского салона, все это Корнеев сам привозил из Парижа." (3) В.А. Милашевский: "... на столе лежали художественные репродукции знаменитого немецкого издателя Зеемана, открытки Общины Святой Евгении. Можно было купить за 5 копеек открытку, а пересмотреть все"(4). Дружеские отношения связывали Корнеева с В.Э. Борисовым-Мусатовым, известным меценатом и общественным деятелем графом А.Д. Нессельроде. Художник получил приглашение от графа Анатолия Дмитриевича Нессельроде приехать к нему в родовую усадьбу, расположенную в селе Царевщина Вольского уезда Саратовской губернии (ныне это село включено в состав Балтайского района). В лице Анатолия Дмитриевича художник Федор Максимович имел друга и покровителя, поддержавшего обучение Корнеева за границей. В 1901 году Корнеев написал портрет своего друга и покровителя А.Д. Нессельроде, который в настоящее время находится в Вольском краеведческом музее. Следует упомянуть, что Корнеев Ф.М. был прекрасным копиистом. Свидетельством этому служит, находящийся в фонде Радищевского музея, «Портрет Столыпина», 1910.

Судьба художника Корнеева Ф.М. трагична. Он был репрессирован в 1929 году. Его творческое наследие продолжают изучать. Отметим, что в 2009 году заведующая научно-историческим архивом Радищевского музея Ирина Жукова идентифицировала подпись Ф.М. Корнеева на «Женском портрете», исполненном в технике пастели, который неоднократно публиковался в журнале «Антиквариат» как работа неизвестного художника. Этот портрет поступил в качестве дара в фонд Радищевского музея в 2010 году в канун 125-летия музея.

Фирс Сергеевич Журавлев (1836–1901) - уроженец Саратова, академик, талантливый живописец бытового жанра. Его персональная выставка в Радищевском музее была два месяца спустя, после торжественного открытия музея в 1885 году. От художника в дар музею была передана картина «Мачеха». В 1901 году вдова художника, Анастасия Федоровна, передала в дар музею еще три живописные работы художника. В 1914 году, по завещанию Анастасии Федоровны, в рамках устроенной выставки, было передано в дар музею произведение Ф. Журавлева «Крестьянская сходка». В настоящее время картина находится в Вольском краеведческом музее Саратовской области. 

Куинджи Архип Иванович (1841-1910) Известно, что незадолго до начала войны в июне 1914 года при поддержке Общества имени Куинджи в Москве на могиле художника было установлено надгробие (по проекту архитектора Щусева А.В.). Гранитный портал с резьбой в стиле древних викингов, обрамивший мозаичное панно с изображением мифического Древа жизни, на ветвях которого свивает гнездо змея. Бронзовый бюст художника – отливка с прижизненного портрета (скульптура В.А. Беклемишев). На выставке 1914 года в Саратове Обществом имени Куинджи выставлялись три работы Архипа Ивановича Куинджи: «Дубок», «Прозрачная вода», «В Крыму». По окончанию выставки в 1915 году все они были переданы в дар Радищевскому музею. Репин писал об Архипе Ивановиче: "Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи". В Радищевском музее шедевр Куинджи А.И. «В Крыму» (1900-1905 гг.) находится в постоянной экспозиции.

Из истории Общества: Шестого ноября 1908 года на квартире у Куинджи собрались учредители, было решено в знак заслуг Куинджи присвоить обществу его имя. Архип Иванович внес в его основание миллионный капитал. К 1910 году, году смерти Куинджи, общество насчитывало 101 человека.

Савицкий Константин Аполлонович (1844 -1905) художник, академик, преподаватель Центрального училища технического рисования А.Л. Штиглица, Московского училища живописи ваяния и зодчества, участник Товарищества передвижных художественных выставок с 1872 года. Его именем названа художественная галерея в Пензе. «Выставка картинЪ вЪ пользу раненых воиновЪ». 1914 представила посетителям 16 рисунков карандашом к картине «Проводы на войну» художника Савицкого К.А. Рисунки - как предчувствие надвигающейся беды…

Огромное по размерам полотно «На войну», 1888. Холст, масло. 207,5х303, находится в Русском музее. Замысел картины был навеян впечатлениями, связанными с русско-турецкой войной 1877—1878 годов. Типичные для военных лет сцены проводов на войну трактованы как народное горе. Художник, прежде всего, стремился передать настроение безысходности, показать чувства солдат и провожающих их близких в минуту разлуки перед отправкой воинского эшелона…

Две работы художника Савицкого Константина Апполоновича. поступили в фонд Радищевского музея по завещанию его основателя Алексея Петровича Боголюбова: «Крестьянский дворик» и «Осень в лесу. Досада мужика», 1878. Позднее, в разные годы, поступили еще работы: «Темные люди», 1874, поступила в 1927. Это - первоначальный вариант одноименной картины, находящейся в Русском музее; «На бахче». 1892, поступила в 1940.

P.S. Исследование архивов Радищевского музея продолжается. Обращает на себя внимание письмо от 24 июля 1915 года за №15 300. г.Казань. Это - Обращение Министерства Народного просвещения, Попечителя Округа И. Баранова (к директору г. П.Н. Боеву): «принять участие в устройстве города Саратов профессиональных классов для уволенных в отставку нижних чинов армии, которые сохранили еще часть трудоспособности, позволяющей заниматься ремеслами…Организовать специальные классы, где не требуется большая подвижность». Указанный документ послужил основой для организации ремесленных классов в Саратове.


Литература:

1. Архив «Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева». Опись 191, стр. 26

2. Альбом «САРАТОВСКИЙ РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ». ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ. (1885-2010), стр. 68

3. Даран Д.Б. "Нас учил воздух эпохи". Публикация Е. Савельевой // Волга. 1995. № 5-6. С. 71.(В.А. Апостоли, приехавший в Саратов к родителям, помощником Д.Б. Райхман, позднее известный под творческим псевдонимом – Даран).

4. Милашевский В.А. Вчера, позавчера. Воспоминания художника. С. 30. 54ГАСО. Ф. 494. Оп. 1. Ед. хр.32.Л. 26.



Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"