A A A

Бронзовые плакетки итальянских мастеров XVI века

Автор:  Щетина Мария Викторовна

В настоящее время научные сотрудники Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева проводят работу по изучению миниатюрных бронзовых барельефов эпохи Возрождения из своей коллекции.

Миниатюрные бронзовые барельефы эпохи Возрождения (плакетки) – одно из наиболее интересных и прекрасных явлений искусства того времени. Они использовались для украшения переплетов книг, чернильных приборов, домашней утвари – ларцов, солонок, прикреплялись к знаменам, к шляпам, прибивались в дни торжеств к конской сбруе, к вооружению и т.д. На плакетках изображались самые различные сюжеты: аллегорические, мифологические, исторические, библейские. Таким образом, маленькие барельефы активно и весьма успешно популяризировали основные идеи искусства, способствуя формированию нового мировоззрения. Авторы плакеток были прекрасно знакомы с античным искусством. Для художников XV–XVI веков это было правилом, а не исключением. В гуманистических кругах, среди людей так или иначе близких к ним, устанавливается настоящий культ знаний классических древностей, появляется мода на коллекционирование произведений античного искусства. Но создание плакеток не было простым копированием античных оригиналов, они лишь подтолкнули мастеров-плакетистов к созданию собственного языка, научив их свободному владению образами античности.

В 1887 году две такие плакетки были переданы в дар недавно открывшемуся Радищевскому музею из Императорского Эрмитажа.

Плакетка «Триумф Героя» исполнена мастером, принадлежавшим к кругу одного из самых знаменитых мастеров Возрождения – Андреа Бриоско, прозванного Риччо (ок. 1470/1475–1532). Этот мастер пользовался у современников славой искусного скульптора, ювелира, бронзолитейщика, чеканщика, медальера. Помпоний Гаурик, ученый эпохи Возрождения, в своем трактате "О скульптуре" назвал Риччо одним из наиболее знаменитых мастеров своего времени.

В центре на небольшом подиуме изображен обнаженный юноша, его левая рука покоится на длинном кривом роге (рог изобилия ?). Пальма, изображенная за спиной юноши, ясно обозначает роль этого персонажа в представленной сцене. В иконографической традиции XV–XVI веков пальмовая ветвь являлась символом мира, одним из основных атрибутов чествования победителей, или людей, прославленных благородными поступками.

Слева от юноши, положив ему левую руку на плечо стоит обнаженная крылатая женщина с длинными волосами. В античном искусстве таким образом изображали богиню Победы – Викторию. Мастера эпохи Ренессанса взяли за основу этот канонический тип для создания Аллегорического образа Славы. Впрочем, оба варианта определения персонажа не сильно различаются между собой по своему смысловому значению, поэтому мы остановимся на варианте Аллегория Славы

Между Героем и Аллегорией Славы изображен кувшин с двумя ручками, из которого, обвивая лавровую ветвь, выползает змея. В западноевропейской иконографии XV–XVI веков лавровая ветвь традиционно, еще со времен античности, служила символом мира и мудрости. Змея имела несколько символических значений. В качестве основных можно выделить олицетворение благоразумия и мудрости с одной стороны, а с другой – диаметрально противоположное, – символ зависти.

В левой части плакетки, за спиной Аллегориии Славы, изображены две женщины в античных туниках, очевидно составляющие ее свиту. Одна из женщин держит в руках лавровую ветвь, другая – знамя, традиционные атрибуты в изображении Триумфов и Чествований победителей.

В правой части барельефа представлена сцена жертвоприношения: под аркой двое мужчин закалывают быка. На втором плане барельефа изображены два человека с духовыми музыкальными инструментами – непременные участники сцен жертвоприношения в античном мире; и бородатый жрец с лавровой ветвью в руках.

Плакетка создана не в честь какого-то конкретного события или человека. Художник прославлял Человека вообще, его гордость и достоинство, так ценимые мыслителями Ренессанса. Мастер представляет своего Героя обнаженным. Отказываясь от изображения парадных одежд скульптор подчеркивает один из основных принципов Ренессансной философии – право на почет и уважение человек должен заслужить собственными делами, а не требовать его, основываясь на богатстве и знатности своего рода. Чествует Героя аллегорическая фигура Славы, которую мастера эпохи Ренессанса, как и автор нашей плакетки, нередко представляли в образе прекрасной молодой женщины с распахнутыми крыльями за спиной.

Вторая плакетка – «Флора и Церера», исполнена венецианским скульптором во второй половине XVI века. Исследователи итальянского искусства почти единодушно признавали умение мастеров венецианской школы изображать мифологических персонажей не как условные аллегории, созданные исключительно воображением художника, а как реальные люди.

Вечно юную и прекрасную богиню цветов Флору автор нашей плакетки изобразил с цветами в волосах и складках плаща, а Цереру, покровительствовавшую земледелию, сельской жизни, – с колосьями пшеницы в левой руке. Живые и грациозные позы героинь, порывистость и женственная мягкость их движений, находящая отклик в полете развевающихся плащей позволяют воспринимать их как современниц скульптора, которые только лишь играют на одном из многочисленных венецианских карнавалов роли античных богинь.

Обе плакетки – «Триумф Героя», исполненная мастером круга Андреа Риччо, и «Флора и Церера», работы венецианского автора второй половины XVI века, являются интереснейшими и редчайшими памятниками искусства Итальянского Возрождения. И их представление публикация существенно дополняет наши представления не только о разделе итальянской скульптуры в собрании Радищевского музея, но и о коллекции музея в целом.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"