Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Отреставрированные блюда Парижской керамической мастерской русских художников (середина 1870-х-начало 1880-х)

21.11.2019  —  01.02.2020
Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55

    

В середине 1870-х годов по инициативе Алексея Петровича Боголюбова, известного художника-мариниста и общественного деятеля, на одной из парижских улиц, в арендованном помещении, была организована «Парижская керамическая мастерская русских художников». В деятельности этой мастерской принимали участие многие русские художники, проживавшие в то время в Париже. Боголюбов увлёк идеей росписей по керамике целую группу талантливых молодых пенсионеров Академии художеств. Это широко известные впоследствии И. Репин и В. Поленов, и не столь популярные – И. Похитонов, Н. Дмитриев-Оренбургский, М. Виллие, К. Савицкий, А. Беггров, К. и В. Маковские, польский художник П. Шиндлер, художники-любители князь Г. Гагарин, Д. Татищев. Работа в керамической мастерской давала возможность дополнительного заработка для молодых художников за границей, а также ставила задачи расширения художественного кругозора и усвоения новых профессиональных навыков, была интересна новыми творческими возможностями.

Художник И.Е. Репин писал критику B.B. Стасову о мастерской: «Мы теперь все керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах; занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжога в огне; вот чудесно применить бы к наружной живописи и к живописи в местах, где она скоро портится и где ее заменяют тяжеловесной, аляповатой мозаикой. А ведь на лаве может написать хороший художник живо, легко и грациозно. Прелестнейший способ! … Здесь два года уже работает один русский художник Егоров (сын знаменитого) и технику этого дела знает; жена его тоже работает. Боголюбов очень увлекся этим делом, написал уже много блюд, из которых несколько вещей чудесных вышло».

Парижская керамическая мастерская русских художников нашла свою стилистику, свою интонацию, добавила свои краски в картину европейской художественной керамики последней четверти XIX века. Прежде всего – это национальный колорит сюжетов росписей, где главными темами стали пейзажи, сцены из русской жизни, картины отечественной истории.

Парижская керамическая мастерская стала первой и успешной попыткой объединения русских художников в своеобразное содружество любителей керамики, положила начало устойчивой традиции, продолженной мастерами следующего поколения на «керамических четвергах» в мастерской Поленовых, на «шмаровинских средах», в Абрамцевской керамической мастерской.

В Радищевском музее хранится, пожалуй, самая большая коллекция эталонных подписных изделий Парижской керамической мастерской русских художников, насчитывающая 55 предметов: 37 из них с росписью А.П. Боголюбова, и 18 – других художников. Все они поступили в музей от его основателя двумя партиями – в 1885 году, при открытии музея, и в 1897 году – по завещанию художника. Восемнадцать из них находятся в не экспозиционном виде и требуют реставрации.

Весной 2019 года началась работа по восстановлению уникальных произведений Парижской керамической мастерской русских художников.

При финансовой поддержке Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» в Реставрационную мастерскую керамики ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря из Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева на реставрацию были переданы четыре блюда, расписанные А.П. Боголюбовым, и одно работы Е.А. Егорова.

Блюда А.П. Боголюбова с монохромными пейзажами отличаются особой тонкостью и тщательностью росписи, гармоничным цветовым решением. Мотивы росписей перекликаются с темами его живописных полотен и рисунков. Роспись Е.А. Егорова на церковный сюжет – «Спас Нерукотворный» на плате, поддерживаемый двумя ангелами. Все блюда были ранее реставрированы, старые склейки и тонировки потемнели, на некоторых были видны следы скоб, скреплявших место разлома. После общей очистки и демонтажа старой реставрации блюда были повторно склеены, восполнены сколы и недостающие утраты, швы замастикованы, подвергнуты абразивной обработке, затонированы и покрыты консервирующим составом.

Отреставрированные блюда представлены на выставке вместе с фотографиями реставрационных процессов.

Проведенная работа по восстановлению пяти авторских блюд – это первый этап долгосрочного проекта по реставрации коллекции изделий Парижской керамической мастерской русских художников, хранящихся в собрании Радищевского музея.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2019 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"