Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

«Герои неофициального искусства 1960-70-х годов». Герой №4 Анатолий Зверев

  • «Герои неофициального искусства 1960-70-х годов». Герой №4 Анатолий Зверев

Их было пять. Вокруг сестер Синяковых, в 1910 — 1920-х годах, собирался весь цвет русского футуризма. За одной ухаживал Маяковский, у другой был роман с Пастернаком, третьей увлечен Бурлюк, Хлебников влюблялся в каждую по очереди. Ксения — стала женой ярчайшего русского поэта Николая Асеева. Воспетая в его многочисленных стихах, она прожила с Асеевым почти полвека музой, верной, заботливой женой и сподвижницей... до самой его смерти.

И вот, 1960-е годы. Москва гудит о невероятном, асоциальном, скандальном романе добропорядочной вдовы Ксении Асеевой и бесшабашного, но очень одаренного художника Анатолия Зверева, который был почти на сорок лет младше неё. Так Асеева стала живой связующей двух поколений русского авангарда, подтвердив свои же собственные слова: «Вся наша жизнь прошла под знаменем искусства».

Он родился на спаде первой волны авнгарда в 1931 году, в Москве. Учился в школе рисования у художника Николая Синицина, окончил художественно-ремесленное училище, а в 1945 году поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, откуда был исключен за распущенное поведение.

Это не помешало молодому художнику стать настоящим явлением в русском искусстве второй половины ХХ столетия — «лучшим русским рисовальщиком» — как сказал о нем Пабло Пикассо. Зверев писал с натуры и без нее, быстро, экспрессивно, методом разлива, часто применяя смешанную технику, в которй достигал удивительного эффекта. Иногда, не имея под рукой красок, он мог воспользоваться горчицей или окурком. Несколько неистовых линий — и схвачено «существо» предмета, характер человека. За полтора часа он мог написать двадцать или тридцать работ. «Зверев не понимает метафизического смысла «космос», не решает «проблемы пространства», не углубляется в понимание «модели вселенной Эйнштейна». Зверев творит на плоскости внутренний космос души, его беспредельность. Движения Зверя молниеносны, одна гуашь или акварель выполняется за несколько секунд, масляный холст — за минуты. Фейерверк красок, безумие образов в период спонтанной экспрессии …» — так описывал Зверева за работой, художник Михаил Кулаков.

Его необычная манера рисовать, раскрепощенная, не вписывающаяся ни в одно определение, привлекла внимание западных коллекционеров. Уже в 1961-ом году зверевскую акварель приобрел Нью-Йоркский музей современного искусства. Он выставлялся в Париже, Копенгагене, Лондоне, Брюсселе, репродукции его картин размещал американский «Life».

Стараниями пораженного зверевским творчеством преподавателя ВГИКа Александра Румнева, о художнике говорила вся Москва. Его работы покупали, но деньги он моментально спускал. Будучи востребованным и невероятно модным, он не мог накопить не только на жилье, но даже на нормальную одежду и еду, скитаясь, небритый и неряшливый, по друзьям и случайным знакомым. И, конечно, очень много пил …

Его «последняя любовь» Оксана (Ксения) Асеева, как и предыдущие жены, терпеливо сносила пьяные дебоши гениального рисовальщика. Это была настоящая любовь — «Она для меня как Богородица, и мать, и жена, и дочь». Брутальный Зверев с Асеевой становился трепетным и нежным, посылая ей десятки писем в день. Ее свободолюбивая натура сразу признала в нем родственную душу, и авансом простила ему все. Они могли часами болтать друг с другом и просто сидеть в тишине, наслаждаясь своим счастьем.

От этого союза осталось большое наследство — множество удивительных портретов Асеевой, на которых она неизменно молода и прекрасна. Даже в момент ее кончины, стоя перед гробом, Зверев попросил принести бумагу и карандаш, чтобы написать ее последний портрет.

А еще … Зверев посвящал ей стихи:

Здравству, солнышко, мой свет,

голубая с тенью.

У любви один ответ —

здравствуй, Ксения

… Здравствуй, розочка и цвет,

незабудка милая. Мой всегда тебе совет

взять меня из Свиблова.

Анатолий Зверев умер от обширного инсульта в 1986-ом году, через год после смерти Асеевой, в Свиблово, в квартире сестры.

На выставке «Герои неофициального искусства 60-70-х годов» в Доме Павла Кузнецова вы сможете увидеть четыре работы Анатолия Зверева:

«Портрет», 1962 год.

«Портрет Амальрика», 1964 год.

«Портрет В. Дудакова», 1983 год.

«Натюрморт с лобстером и пивом», 1983 год.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2019 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"