A A A

Нас зовет и манит Нико Пиросмани

Автор: 
Валерий Ганский

         
«Саратовские вести» № 66 (5277) от 30 июня 2015 года

" Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня".
Давид Какабадзе
 
В рамках празднования 130-летия Радищевского музея состоялась открытие выставки культового грузинского художника начала ХХ века Нико Пиросмани (Пиросманишвили) из коллекции Московского музея современного искусства, привезенная его директором Василием Церетели. 
 
В зале саратовского художественного музея на улице Первомайской разместилась экспозиция из 24 живописных произведений художника Пиросмани. Эти картины поэтичны и музыкальны, вот почему в заголовке появилась рифмованная строка. Рифма звучит и в самих работах «наивного» художника. В картине «Курица с цыплятами» курица рифмуется с дымком из трубы, который курится из нее. Трогательные львы, косули, ослики и жирафы вызывают массу положительных эмоций. С картин смотрят грустные и задумчивые глаза героев картин, притягивая к себе зрителей. Больше, чем другим художникам, поэты посвящали стихи именно Пиросмани.
Павел Антокольский в 30 – годах прошлого века писал: 
 
В духане, меж блюд и хохочущих морд.
На черной клеенке, на скатерте мокрой
Художник белилами, суриком, охрой
Наметил огромный, как жизнь натюрморт. 
 
А натюрморт – жизнь Пиросмани начиналась в селе Мирзаани, расположенном на склоне Гомборского хребта, в Кизики - восточной части Кахетинского края. Мирзаани была деревня большая и богатая. Сто лет назад в ней насчитывалось до тысячи дымов. Род Пиросманашвили был одним из самых обширных. И сейчас в деревне можно повстречать дальних родственников художника, а еще лет шестьдесят тому назад, по свидетельствам современников, сохранялось сорок домов, носящих эту фамилию. Сегодня, в грузинском селе Мирзаани открыт дом-музей этого замечательного художника, в доме, который построил Пиросманишвили для сестры и даже покрыл его железной крышей. 
 
Отец Николая был садоводом, семья жила бедно, Нико пас овец, помогая родителям, у него был брат и две сестры. Маленькому Нико было всего 8 лет, когда он осиротел. Один за другим умерли его родители, старший брат и сестра. Он и сестра Пепуца остались одни на всем белом свете. Девочку взяли в деревню дальние родственники, а Николай попал в богатую и дружную семью помещиков Калантаровых. Калантаровы полюбили «безответного» Нико, они с гордостью показывали гостям его рисунки, выучили мальчика грузинской и русской грамоте и пытались пристроить к какому-нибудь ремеслу. 
 
Цыплята, как пули, нацелившись в мир,
Сияли прообразом райского детства
От жизни художнику некуда деться! – продолжал Антокольский.
  
Переселившись в Тифлис, Нико перебивался малыми случайными заработками. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого систематического образования. Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок. В 1890–1894 работал кондуктором на железной дороге. Его формулярный список пополнялся записями о штрафах: «за опоздание на дежурство - 50 коп.», «за неявку к поезду - 2 рубля», «за проезд безбилетного пассажира - 3 рубля»… 
 
<…> 
 
Вскоре Пиросмани становится бездомным бродячим художником, которого владельцы тифлиских духанов приглашали писать для них вывески. Эти жестяные вывески - настоящие натюрморты с кувшинами, бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком, зеленью. («Писал он пожар помидоров и перца»). Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует хлебосольный человек!». Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках. 
 
Ты, художник, черной сажей,
от которой сам темнел,
Петербурга вернисажи
богатырски одолел. (Ярослав Смеляков)

Его герои - крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. С любовью показывает художник будни простых крестьян в таких картинах, как «На гумне», «Молотьба хлеба в деревне», «Пастух со стадом баранов», «Крестьянка с детьми идет за водой». Он любил изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды («Компания Бего», «Семейный пикник», «Пасхальный кутеж»). Ведь недаром его фамилия начинается со слога «пир». 
 
И веря в братство, ходят где-то рядом люди
с картин Нико, с глазами кроткой лани.
Они ногами давят виноград и любят,
когда их жизнь рисует Пиросмани. (Елена Морозова) 
 
В эти годы заглядывал в тифлиские духаны великий композитор Петр Чайковский : «Город восхитительно живописен, когда я зашел сегодня в туземный квартал (Майдан), то очутился в совершенно новой для меня обстановке. Улицы необыкновенно узенькие, как в Венеции; с обеих сторон внизу бесконечный ряд лавчонок и всяких ремесленных заведений… Тут же и хлебопекарни. И какие-то съестные лавочки, в коих что-то пекут и жарят. Очень любопытно и оригинально. В общем, Тифлис мне очень по сердцу». Бывали здесь Чехов, Васнецов, Нестеров. 
 
До конца жизни большую часть времени Нико Пиросмани жил в Тифлисе в полной нищете и ночевал в подвалах. Цену за свой труд он не назначал, а говорил: "Что дадите, то дадите". Любимой фразой его была: "Одиноким я пришел в этот мир, одиноким и умру". 
 
«Жил в Грузии мастер. Он был одинок –
Такое художнику место на пире», - писал грузинский поэт Тициан Табидзе. 
 
А Булат Окуджава вторил ему:
«Он жизнь любил не скупо,
как видно по всему...
Но не хватило супа
на всей земле ему». 
 
Почти, как у Роберта Рождественского в «Балладе о маленьком человеке» «… на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост»… Из более чем двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Не уцелело ни одной его стенной росписи - после революции все они были сбиты или погибли вместе с домами. Из вывесок, которые он писал во множестве для духанов, в трудные зимы делали печные трубы, и очевидцы рассказывали, как на этих трубах еще долго сохранялись остатки краски, а то и угадывался чей-то фантастический глаз. 
 
Выписка из больничной книги. «7 апреля 1918 года доставлен в приемный покой неизвестный мужчина, неизвестного звания, бедняк, на вид лет 60. Доставил милиционер Иван Чанадирадзе с Антоновской улицы... В тяжёлом состоянии, с отеками всего тепа, со слабым пульсом, без сознания и через несколько часов, не приходя в сознание скончался. Дежурный врач Гвелесиани.» Тело погребено на Кукийском кладбище святой Нины в Тбилиси, в самом дальнем его углу, в месте, отведённом для бездомных и безродных. Могила не сохранилась. Неизвестным мужчиной оказался будущий известный всему миру художник Николай Асланович Пиросманишвили. Пиросмани… Ныне в Грузии на купюре достоинством 1 лари портрет художника, хотя стоимость работ автора, изображенного на банкноте, оценивается миллионом долларов. «Уберите Ленина с денег…» - требовал поэт Андрей Вознесенский. Сейчас его картины стоят миллионы, а при жизни художник получал за свой труд смехотворно мало. Чаще с ним расплачивались вином и хлебом. «Жизнь коротка, как ослиный хвост», – любил повторять художник. Наибольшие собрания работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока, в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси и Московском музее современного искусства. 
 
Будут тонкий аромат
Источать цветы герани,
И малиновый закат
Солнца Нико Пиросмани. (Антон Кузьмин)

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"