A A A

Русские самовары XVIII - XX веков из частной коллекции

Автор:  Слухаева Елена Васильевна - заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной деятельности

С 28 июня по 4 августа 2013 года Саратовский государственный музей имени А.Н. Радищева представалеяет выставку «Русские самовары XVIII - XX веков» из коллекции С.М. Глозмана.

С 11 июня по 4 августа 2013 года часть коллекции С.М. Глозмана будет демонстрироваться в Картинной галерее г. Балаково, филиале Радищевского музея, в рамках выставки «Русские самовары XVIII - XX веков».

Коллекция самоваров С.М. Глозмана насчитывающая свыше 600 предметов освещающих историю «самоварного» дела и традицию чаепития, может по праву считаться достойной музейного собрания.

В коллекции С.М. Глозмана в большом разнообразии представлены самовары, выполненные на тульских фабриках «Наследники Баташева», Маликова, Воронцова, «Тейле и сыновья», «Шемарина и наследники», Капырзина, Ермилова, Филинова и т. д.

Отдельным разделом представлены зарубежные фабрики самоваров. География их широка: от Европы до Ирана и Кореи.

На протяжении XVIII -XX веков самовар из утилитарного предмета постепенно становился ярким символом русского быта, главным атрибутом чаепития. Он был необходим и в доме аристократа, и в трактире, и в чайной, и в простом крестьянском доме. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке.

За время всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. Если в середине XVIII века самовары повторяли формы русской медной посуды – братины, чаши, часто использовалась форму бочонка, то уже во второй половине XVIII века он обрел традиционную форму, а именно - вертикальное построение. В это же время их начали декорировать. В форме и декоре самоваров, как и во всем русском искусстве, прослеживаются те же влияния и стилистические изменения: на протяжении XVIII – XX веков последовательно сменяют друг друга классицизм, ампир, второе рококо, историзм. В XIX веке самовар становится знаковым признаком русской культуры, как бы эмблемой всего русского.

Здесь следует отметить, что часто самовары изготавливались по эскизу художника на заказ. Поэтому форма его тулова могла быть очень необычной. Она могла напоминать античную вазу, урну, бочонок или даже петуха. Корпус отчеканивался из серебра, мельхиора или латуни и украшался цветочными гирляндами, накладками из листьев и т.п. Они же имели и определенные названия, обусловленные формой. Из них наиболее распространенными были формы тулова, названия которых были созвучны предметам из повседневной жизни: «Банка», «Ваза», «Шар», «Рюмка», «Чаша», «Дуля», «Яйцо», «Кратер» и др.

Область применения и назначения самоваров была необычайно широка. Самовар мог быть: каждодневным, парадным, дорожным (со съемными ножками), солдатским (с ремнем для ношения через плечо), для одиноких, который назывался «эгоист», для двоих, который получил название «тет-а-тет». Были также специальные детские, семейные, магазинные, трактирные самовары. Велико было и разнообразие типов самоваров по их функции: классические дровяные, самовары-кухни (для супа, каши), самовары-сбитенники (самовар со специальной ручкой, чтобы носить горячий напиток), самовары-чайники, самовары-кофейники, бульотки (со спиртовками для подогрева воды и поддержания ее горячем состоянии), «фонтаны» (в них можно было нагревать или охлаждать жидкости, опуская в трубу либо лед, либо нагретый металлический цилиндр). В начале XX века в обиходе появляются самовары, которые в качестве топлива используют керосин, что позволяет разогревать его прямо на столе.

В России первые самовары были выпущены на Урале в XVIII веке, а к 1808 году уже и в Туле работало 8 самоварных фабрик. Постоянно увеличивая разнообразие и качество выпускаемой продукции, тульские мастера по праву считались лучшими в своём деле. Свидетельством этого может быть тот факт, что когда речь заходит о самоваре, то, как правило, вспоминается «тульский самовар».

Многие самоварные фабрики участвовали во Всероссийских и Международных выставках и получали высокие награды: медали и дипломы. Оттиски медалей в виде клейма ставили на самоварный корпус, поддон или крышку с помощью специальных штемпелей. Такие медали были предназначены для демонстрации высочайшего качества продукции, что сильно поднимало престиж фабрики. Например, право ставить на свои изделия высшую награду Всероссийских выставок Государственный герб России – так называемый Большой Герб – получила в 1856 году фабрика Баташева (Тула).

ГЛОЗМАН Семен Моисеевич – представитель Президента ОАО «ЛУКОЙЛ» в Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Курской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской областях и Республике Калмыкия, генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», депутат Саратовской областной Думы.

Комментарии: 1
0
Виталий
Был сегодня на выставке. Очень интересно!
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"