A A A

«Путешествие по Вселенной» Алексея Карнаухова

  • «Путешествие по Вселенной» Алексея Карнаухова
С 30 мая по 23 июня 2013 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (Первомайская, 75) будет проходить выставка произведений Алексея Карнаухова «Путешествие по Вселенной».

Есть художники, меняющие привычные представления о целях и возможностях искусства. Не выходя за пределы изобразительности, не ударяясь в рассудочное комбинирование геометризированных форм, не погружаясь в мистику чистого цвета, оторванного от живой предметности, они завораживают необычностью образного видения поэтичностью воображаемого мира. В числе таких мастеров талантливый саратовский живописец Алексей Карнаухов. Он принадлежит к поколению мастеров, рождённому сломом всего социально-политического уклада, вошедшему в художественную жизнь на рубеже 1980-1990-х годов. Для них было характерно недоверие к избыточному идеологизму, как уходящей, так и наступавшей реальности. Их жизнеощущение отличалось насмешливым оптимизмом, тягой к пародированию традиций. И вовсе не для обличения их, а целях в сугубо «юморных». В поисках подходящих образных импульсов они обратились к наследию русского примитивизма – к исканиям мастеров «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». В ранних работах Карнаухова подкупали импровизационная раскованность, с которыми вчерашний воспитанник художественного училища осваивал стилистику неопримитива. Крепкая выучка облегчила расставание с навыками ремесла, сделала игру с неканоническими источниками убедительной. Ироническая ретроспектива его творчества строилась на традициях самодельной вывески, ярмарочного портрета, аляповатых ковриков, росписей питейных заведений и других образцах низовой культуры провинциального русского города. Такими работами он участвовал на множестве молодёжных выставок ранней поры.

Но уже на своей экспозиции в Радищевском музее, устроенной в 1993 году к его 25-летию, художник показал и работы иного звучания. Это более «успокоенные» полотна в «гобеленной» манере, где примитивистская брутальность умерялась напевностью линий и выхоленностью декоративного колорита. В них нет стремления эпатировать публику. Они декоративны и напоминают своеобразные красочные панно. Сохраняя игровую раскованность, он с добродушной иронией писал чудаковатых людей или потешное зверьё особой «карнауховской породы».

В сказочной реальности, обживаемой художником, нескончаемо длилось некое волшебное действо – своеобразный спектакль бессловесного театра, который дарит нам ощущение интересных живописных эмоций и неожиданных пластических метафор. Удивляла неистощимость воображения художника-визионера. Здесь нечего смотреть тому, кто ищет в живописи иллюзорного сходства. Но как поётся в песенке Окуджавы: «Вымысел не есть обман…» И не так уж легко угадать, где срабатывала генетическая память культуры, а где – творческий произвол живописца, его интуитивно-импровизационное самоощущение, упоение своей работой как непринуждённой и радостной игрой.

Его стилистика оказалась более устойчивой, чем тематика. Сюжеты нередко менялись: саратовские и волжские мотивы чередовались с кавказскими, потом появился обширный цикл с полуфантастическими ландшафтами Святой земли и обликами её воображаемых обитателей, которые виделись ему сквозь призму местечковой жизни черты оседлости, фантазии по мотивам религиозных праздников,визуальное воплощение евангельских речений. Никакой исторической и бытовой достоверности – только правда поэтического воображения художника. Она оказалась убедительной: содержание древних притч, облекаясь плотью бесхитростного вымысла, не теряло своей этической значимости и духовной глубины.

На рубеже тысячелетий тематический диапазон художника снова расширился: карнауховские мифы старого Саратова, воображаемого Тифлиса дополнили излюбленные мотивы библейских сказаний. Наряду с ними появились циклы полотен, посвящённых Северу, мотивы, навеянные поездкой в Аргентину. Как и прежде, и в этот период заметно преобладали жанровые мотивы, но порою встречаются портреты и чистые пейзажи. Мягкой иронией пронизаны его затейливо-гротесковые образы последнего десятилетия. Обычно гротеск бывает или трагедийным или обличительно-глумливым. Но Карнаухов не склонен к сатире. Гротесковое заострение образов смягчено у него любовно-ироническим отношением к изображаемому, юмором незлобивым, ласковым. .Художественный язык примитива, требующий заметной пластической деформации и условности цвета, приводит к тому, что принято называть «остранением»: профессиональный художник говорит как бы голосом талантливого, но неумелого самоучки. Такой нарочитый примитивизм принципиально отличен от фольклорного: он сугубо произволен, персонален и неподвластен традиции. Результат получается ошеломляюще непривычным. Это игра с восприятием зрителя, попытка разрушить устоявшиеся его стандарты неожиданной странностью трактовки мотива, заострённо-гротесковой его подачей.

В самое последнее время Алексея Карнаухова буквально обуяла космическая тематика, Простор для безудержного воображения жизнь межпланетная даёт куда больше, нежели реальное земное бытие. И вместе с тем она требует ещё большей изобретательности в отвлечённо-визуальном своём воплощении, лишённом осязаемо-предметных опор, повышенной энергетической заряженности живописно-пластической или линейно-ритмической организации, лишённых традиционной предметности плоскостей холста или листа, некого силового поля, удерживающего целостность их композиционных решений. В этом видится известная опасность. Ещё на пороге минувшего столетия Пабло Пикассо не без иронии заметил; «В нашем современном мире много искусства и мало живописи». А Карнаухов всегда воспринимался как прирождённый живописец, полагавший, что в живописи важнее всего сама живопись, живописное содержание, чисто живописные ценности. В его лучших вещах мы привыкли, разглядывая самый затейливый сюжетный мотив, «слышать» живописную пластику и музыку колорита. Хотелось бы верить, что это сохранится в его искусстве, что он по-прежнему будет удивлять и радовать тех, кто ценит настоящую живопись.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"