Каталог
собрания живописи
Версия для
слабовидящих
A A A

Выставка «Картины из жизни». Обычный человек на полотнах известных художников

  • Выставка «Картины из жизни».  Обычный человек на полотнах известных художников
25.11.2017  —  25.02.2018
Телефон:  (8453) 55 78 87
Стоимость билета:  от 50 руб. до 100 руб.

В 2018 году в Энгельсской картинной галерее продолжает работу выставка «Картины из жизни», посвященная бытовому жанру в отечественном искусстве: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство из собрания Радищевского музея. В выставочном зале галереи можно увидеть работы художников А.Г. Венецианова, В.Е. Маковского, В.Э. Борисова-Мусатова, Б.М. Кустодиева, А.А. Пластова, составивших славу отечественного искусства.

Выставка подобного уровня проводится в Энгельсе впервые, ее открытие стало одним из самых значимых событий в культурной жизни города и района за последнее время.

В течение месяца на выставке уже побывало немало жителей Энгельса и гостей города.

Любимыми экспонатами посетителей стали фарфоровые статуэтки, изображающие людей разных сословий и профессий. Несмотря на небольшой размер экспоната, лица героев, их позы, предметы одежды воссозданы с таким мастерством, что хочется долго стоять и рассматривать их, стараясь уловить движение, запечатлённое художником.

Школьники узнают в живописных работах те, репродукции которых напечатаны в школьных учебниках, на обложках книг, на заставках известных сайтов. Люди старшего возраста восхищаются живописью художников XIX века.

Большой популярностью пользуются экскурсии на выставке, разработанные сотрудниками Радищевского музея.

*****

Выставка «Картины из жизни» представляет произведения русских художников одного из самых популярных жанров искусства – бытового. Предмет его изображения весьма прозаичен – это повседневная жизнь обычного человека. Но и бесконечно разнообразен, как жизнь человека: частная или общественная, проходящая наедине с природой или на народном гулянии,

в домашних хлопотах или на производстве. Живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного отечественного искусства из собрания Радищевского музея, – всего более восьмидесяти произведений, погружают современного зрителя в мир людей, живших в XIX и XX веках, воплощённый знаменитыми и малоизвестными художниками.

Одним из главных героев русской жанровой картины был крестьянин. Его жизнь и труд впервые были отражены в творчестве А.Г. Венецианова. Судьба крестьянства оставалась основной темой для русских художников на протяжении всего XIX столетия: её остро-критическая трактовка преобладала в 1860-е годы (А.М. Волков «В суде»), в 1880-е сменилась эстетическим осмыслением деревенского мира (И.М. Прянишников «Общий жертвенный котел в престольный праздник»). Достоверно передают быт и характер своего времени фарфоровые статуэтки, выполненные на различных керамических производствах Российской империи («Балалаечник», «Крестьянин, правящий косу», «Отбеливание полотна»).

Городская жизнь нашла отражение в творчестве многих мастеров, среди которых выделяется знаменитый художник-передвижник В.Е. Маковский, обладавший уникальным даром

наблюдательности («У острога», «Гитарист»). По-новому ярко раскрыта народная тема в творчестве Б.М. Кустодиева: лубочной красочностью и мажорным настроением наполнен его праздничный «Троицын день». Оригинальную интерпретацию ярмарочных гуляний, во многом созвучную живописи Кустодиева, дают современные скульпторы-керамисты мастерской майолики Н. Павловой и Е. Шепелева (Ярославль).

Значительная часть произведений выставки посвящена детской теме. Горести сиротства отражены в жанровой сцене «Мачеха» уроженца Саратова Ф.С. Журавлева, бурная радость по поводу предстоящего уличного представления в полотне «Петрушка идёт» одного из наиболее «чутких детских психологов в русской живописи» А.И. Корзухина, нежная привязанность матери и сына в скульптурной композиции А.И. Адамсона.

Во многих произведениях бытовой жанр теснейшим образом переплетается с другими жанрами изобразительного искусства. В сочетании с пейзажем его повествовательность обогащается поэтическим восприятием природы. Жизнь людей среди природы, близкая связь с ней нашли отражение в картинах выдающихся мастеров охотничьей темы в русском изобразительном искусстве – Н.Е Сверчкова («Доезжачий») и А.С. Степанова («Сборы на охоту»). В портрете жанровая «составляющая» является важным фактором характеристики модели, способствует раскрытию её эмоционального состояния (О.Л. Делла-Вос-Кардовская «Девочка с васильками», Ф.С. Боткин «Портрет матери», З.Я. Матвеева-Мостова «Девочка»). Но в некоторых случаях через личность портретируемого художник выходит к обобщению. Так портрет семьи в картине Л.С. Рабинович «Андрейка-сибиряк» – один из многих образов кампании по освоению целинных земель Советского Союза, где история конкретных людей предстаёт в известном смысле типической.

Советские художники закономерно продолжают поиски своих учителей уже в новую эпоху. Меняются сюжеты, акценты, язык, но чуткий интерес к человеку остаётся неизменным. Рабочий – герой новой, индустриальной державы (Н.М. Корчагин «Впервые», Ф.В. Белоусов «Ударники Крекингзавода») – буквально изучается (так разнообразна производственная тематика в советской живописи) вместе с колхозником, в быту которого происходят значительные изменения (А.П. и С.П. Ткачевы «Свет в деревне»). Но и тихой пасторали есть место в советской картине мира (А.А. Пластов «Пастухи»).

С таким же вниманием художники относятся и к жизни горожан, точно отмечая малейшие приметы времени. «Культурный отдых» – важная часть повседневности советского гражданина представлена в картинах В.И. Кашкина «На водном стадионе» и В.М. Мидлера «Стадион "Динамо". Хоккей». Построение этих работ может быть воспринято как противоположность композициям, изображающим весёлые русские гуляния, настолько упорядочен и рационален такой отдых. Даже праздник – это ряды демонстрации и чёткие лозунги на транспарантах, как в картине В.И. Романова «Саратов. Праздник Октября», чистые цвета которой рождают в зрителе неподдельную радость, и стройный шаг офицера и его дочки в композиции «На парад» мастера фарфоровой скульптуры А.Д. Бржезицкой. И вместе с тем, будничные сценки из жизни города не остаются за пределами внимания художников. Будь то солнечный двор с играющими детьми (И.Н. Щеглов «Сквер») или общественный транспорт (Н.И. Нестерова «Трамвай») – в этих образах обыденность предстаёт поэзией.

И в XXI веке в русском искусстве бытовой жанр продолжает жить. На картине К.В. Сутягина «Хлеб привезли», неприветливым зимним утром, грузчик остановился на мгновенье с поддоном, полным хлебов, будто встречает новый день или вопрошает о чём-то. 

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"   
 
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2018 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"