A A A

Чудеса блестят в иголках…

  • Чудеса блестят в иголках…
25.12.2016  —  08.02.2017
Телефон:  (8452) 23-75-96

В рамках Традиционных Рождественских выставок в Доме-музее Павла Кузнецова (Октябрьская, 56) приглашает на выставку «Чудеса блестят в иголках». В залах музея можно увидеть старинные и авторские новогодние игрушки, открытки, предметы дореволюционного и советского быта, видео.

У Новогоднего чуда много составляющих: волнительное ожидание, звон колокольчиков и шелест развешанной мишуры, еловый запах, шоколадно-мандариновый вкус, и, конечно, блеск елочной игрушки!

Рождественский проект Дома Павла Кузнецова открывает 2017 год выставкой - «Чудеса блестят в иголках», на которой представлена история российской, советской и современной елочной игрушки.

Музейные залы разделились на условные зоны, представляющие не только игрушки, но и элементы дореволюционного и советского быта.

В «дореволюционном зале» полностью воссоздан интерьер, ярко иллюстрирующий жизнь состоятельного русского семейства, с мебелью конца XIX века и рождественской елкой, украшенной картонными игрушками, украшениями из папье-маше и старинным бумажным вертепом.

"Игрушки из картона, плоские и объёмные, с глубоким тиснением появились в конце XIX века и имеют немецкое происхождение - их называют «дрезденские». Они представляют собой два склеенных между собой кусочка картона с зеркально расположенным на них слегка выпуклым рисунком. Игрушка получается двусторонней. Она, как правило, покрывалась серебряной или цветной фольгой. Они использовались как коробочки для подарков.
К началу XIX века производство ёлочных игрушек вышло на совершенно на другой уровень.
Переворот произошёл потому, что в стеклодувном производстве стали активно использовать газовые горелки, которые позволяли быстрее делать украшения и придавать им самые различные формы. Ближе к началу XX века русские мастера переняли у европейцев способы изготовления ёлочных украшений. Производство было штучным, а потому недешёвым. Но именно тогда появилась традиция рождественских базаров, которые широко рекламировались в газетах и на плакатах. В те времена появились первые игрушки из прессованного картона.
К XX веку лица стали делать выпуклыми - из картона, позже - фарфоровыми. Особый шик - украшения с фарфоровыми головками"
.

Самое большое экспозиционное пространство отдано советскому периоду. В зале находятся сразу три елки с игрушками 50-60-х годов, 70-х годов и 80-х годов, советская техника, книги, пластинки, игрушки, новогодняя атрибутика. Зону 50-х годов украшает работа Павла Кузнецова «Новогодняя елка», написанная им в московской мастерской. Также на выставке представлены работы ведущих саратовских художников: Бориса Давыдова, Николая Дубовова, Ольги Пегановой и Ольги Бабанковой.

"В 1918 году Советская власть наряжать ёлку запретила. Ёлочные игрушки вернутся только через 18 лет - но станут уже частью агитации и пропаганды.
С 1935 года традиция новогодних празднеств была восстановлена.
Во времена правления Сталина, все прислушивались к мнению вождя. Сказал Сталин, что хоккей - это хорошо, так тут же начинали выпускать ёлочных хоккеистов. Сталин очень любил цирк и, конечно же, ни одна ёлка не обходилась без цирковых персонажей. К слову, ёлочные ватные негритята стали изготавливать после выхода комедии "Цирк".
В военное время ель тоже украшали. Это был символ мирной жизни и надежда на скорое окончание войны. Игрушки были тематические: собаки-санитары, солдатики, самолётики, маленькие танки и т.д., даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов...
После войны Новый год снова стал выходным днём, а игрушки - мирными. Производство новогодних украшений полностью восстанавливают к 1946 году.
Ватные игрушки делали до середины пятидесятых. Многие из сохранившихся до сегодняшнего времени образцов были выпущены в Москве, где работали две фабрики, точнее артели.
С начала 50-х годов стали изготавливать подарочные наборы игрушек-«малюток». Это было очень удобно, т.к. большинство людей того времени жили в коммуналках.
Время игрушек на прищепках – 50-60-е годы. Основные сюжеты советских украшений: дети, спорт, советская символика, пионеры, красные звёздочки. Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех советских республик.
В 60-х годах выпускали игрушки в виде початков кукурузы (любимое детище Хрущева) и снопов пшеницы, а также в виде космических кораблей, спутников, с изображением Гагарина и других космонавтов. Также в 60-е годы появились первые электрические ёлочные гирлянды. Изначально выглядели они очень просто: лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета: синий, жёлтый, красный, иногда расписанные снежинками и “морозными узорами”, присоединённые к проводу, который включался в розетку. Никаких реле еще не делали, поэтому лампочки просто горели, без “перемигивания”. Но, по сравнению со свечками, пожароопасность снизилась во много раз. Позже появились и более усовершенствованные электрогирлянды, которые используются и по сей день.
Брежневские времена принесли запорошенные снегом избушки, пластиковых зайчиков и дедов морозов. В конце 70-х в больших городах появились игрушки из ГДР. На них красовались не только снежинки, но и золотые шестиконечные звезды. Да и привычная советская пика теперь была украшена колокольчиками, а по центру шара - основания пики - красовалась всё та же странная звезда
".

Еще один зал посвящен современной традиции новогоднего украшения дома. Представлены рождественская, новогодняя пластиковые елки и сосна с авторскими украшениями, поражающими фантазией и мастерством их авторов: Ольги Пегановой, Веры Гараниной, Ольги Червяковой, Елены Кузнецовой, Ирины Килочек, Елены Котовой.

"Среди материалов, используемых в новогодней промышленности сегодня - стекло, керамика, глина, дерево. В настоящее время популярны украшения из металла, спиральные ёлочные шары и звёзды, декоративные колокольчики разного размера. “Рождественские яйца” - новое течение в ёлочной игрушке: выглядят как яйца пасхальные, только с изображениями рождественских и новогодних сюжетов. Стеклянные бусы (а это уже возвращение в 50-е!), светящиеся фигурки, мишура с оленями и снежинками, гирлянды из искусственной хвои, а также фигурный дождик (со звёздочками и другими элементами). Современные дизайнеры "обувают" ёлку в валенки, развешивают на ветках гнёзда из лапши, рыбьи скелеты из золота, гирлянды из пуговиц, шары, покрытыми слоем драгоценных металлов высочайшей пробы, жемчугом и даже денежными купюрами.
Популярны игрушки из соломы и акрила – пластика высокого качества, имеющего свойство отражать даже самые мельчайшие детали фигурки. Акриловые игрушки своим видом напоминают изделия из венецианского стекла. Светящимся шнуром «Дюралайт» можно украсить всю комнату.
Сегодня в моду вошли неординарные и нестандартные игрушки и украшения. Всё чаще на ёлках можно встретить необычные материалы, а также предметы технического прогресса – компьютерные диски
".

Также, зрителям представлена история рождественской и новогодней открытки и замечательная видео-подборка отрывков из лучших новогодних фильмов, новостей и новогодних обращений глав советского и российского государств.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"