A A A

Фотовыставка Марины Шукуровой «Сосуд» и «Изнанка»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

  • М. Шукурова. Проект "Сосуд"
22.10.2016  —  30.12.2016
Стоимость билета:  10 руб.
22 октября в Хвалынском художественно-мемориальном музее открылась выставка саратовской фотохудожницы Марины Шукуровой. Выбор Хвалынска в качестве площадки для первой выставки неслучаен. Этот город стал родным для Марины, потому что здесь остались родители, здесь прошли школьные годы, на его улицах можно встретить знакомые лица друзей. И хотя Марина уже получила известность в Саратове коммерческими фотосессиями, но ей тесновато в их рамках. Желание профессионально заниматься фотографией привели её сначала в московскую Академию фотографии и, хотя её работы получили высокую оценку комиссии, но поиск своего стиля подтолкнули её на дальнейшее углубление в профессию в Институте Фотодепартамента в Санкт-Петербурге. Её интересует современное искусство и современная фотография, и этот интерес проявлен в двух проектах, которые она представила на суд зрителей. Оба проекта концептуальны – отличительная черта постмодерна. Оба многосмысловые, заставляют думать, искать ответы, может быть, даже спорить с их автором. Во всяком случае, не оставляют равнодушными зрителя. Собственно, именно такую задачу и ставила Марина: «Любой художник стремиться показать свой мир, мир модели, что-то поможет другим зацепиться за фотографии и подумать о чём-то своём».
Оба цикла фотографий – «Изнанка» и «Сосуд» - дипломная работа Марины. «Изнанка» - проект, близкий к фоторепортажу, о хвалынском молодом враче-рентгенологе, любящем свою профессию, но не уверенном в избранном пути. Он живёт как бы двойной жизнью: возвращаясь после работы домой, он забывает о профессии. Вечерами он пишет рассказы - такова «изнанка» его жизни. Человек на границе двух этих миров, мечтающий каким-то образом их соединить. Пока его «я» не выкристаллизовалось, оно «играет» роли и надевает маски, но уже тот факт, что человек задумался о «лечении» этой раздвоенности свидетельствует: он на верном пути, и надо надеяться, найдёт, наконец, самого себя.
Второй, уже студийный (постановочный), проект называется «Сосуд». Собственно, он о том же, что и «Изнанка», с той лишь разницей, что главным героем его является сам автор фотографий, но скрывающийся за моделями. Лицо каждой модели изображено в профиль в прямом и перевёрнутом виде и склеено в виде замкнутого сверху и снизу сосуда со «складками» профилей по бокам. Таких «сосудов» шесть и каждый «смотрит» в сторону соседнего, образуя «замкнутый» ряд. Человек – не прозрачный замкнутый сосуд, со своим лицом и личиной (маской), с собственным «я» внутри. Попытки узнать его натыкаются на «стеклянный» отражающий глаз. Если в первом проекте «лицо» и «изнанка» - это разные «роли» - дневная профессиональная деятельность врача и его вечерняя и ночная жизнь, то здесь речь идёт о «лице» и его «изнанке» – маске.
Марина - профессиональный юрист и могла бы и дальше заниматься юриспруденцией, приносящей материальное благополучие, прожить жизнь добропорядочного гражданина, но она предпочла, уже, казалось бы, обретаемой стабильности, творчество, свободное от каких бы то ни было гарантий. Марина тоже на границе, как врач-рентгенолог, но не между ролями, а между лицом и маской. В аннотации к выставке она пишет: «Мы смотрим на других людей и видим только их стеклянную оболочку, мы часто видим в человеке всё вверх тормашками. Мы вглядываемся, пытаемся забраться внутрь, разглядеть хоть что-то, но стеклянный глаз отражает все наши атаки, больно режет нас серпами отражённого света, в итоге показывая нам лишь только наше собственное отражение, то, что на самом деле мы и хотим видеть». Да, если смотреть на других людей, то можно увидеть только маску, а не то, что за ней. Но для того, чтобы узнать, надо не только смотреть, но и говорить с другим. Человек – существо социальное, мы состоим из людей, мы обусловлены людьми, наше «я» проименовано другими. Как это ни странно звучит, но чтобы «я» встретилось с самим собой, оно должно стать зеркалом, в котором отражается весь мир. Все мы помним слова из фильма «Доживём до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». В данном случае устами младенца глаголет истина. Наше внутреннее состояние, внутреннее бытие становится осмысленным и воспринятым снаружи другим сознанием и в силу этого – существующим, оформившимся в целостность в восприятии со стороны. Поэтому не только мы должны стать зеркалами для других, но и сами жаждем зеркал, чтобы отразиться, нам хочется, чтобы нас поняли. Так, через другого мы начинаем постепенно наш эмпирический опыт оформлять в самосознание – кристаллизовать своё «я». На это порой уходит вся жизнь – это долгий и трудный процесс. Но и это ещё не всё… А дальше надо от этого кристаллизованного «я» освободиться, опустошить свою внутреннюю комнату, которую так долго и бережно обставляли мебелью, отказаться от того, чем занимались всю жизнь. От личности надо двигаться к сущности, от жизни со словами оказаться по ту сторону слов – вот где кроется подлинное «я». Там нет ни масок, ни лиц, а только единый лик… Но это дело далёкого будущего, а сейчас нужно идти навстречу людям, несмотря на отражение наших атак серпами света, надо не бояться открыть свои «сосуды», даже если это делает тебя беззащитным. «Я» - это то, что рождается во мне, но является продуктом жизни других людей, их отражённым преломлением в моём внутреннем мире, их инобытием во мне и моим инобытием в них. Так происходит соединение нас в единое человечество, где каждый может полнее раскрыть свою истинную человеческую целостность, свою подлинную природу. И Марина сделала этот шаг навстречу своей целостности. Думается, в следующем её проекте Рубикон будет пройден и от двойственности она придёт к единому.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410031 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"