A A A

Жаркий август 2016

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

  • Художники после презентации книги “Путь через Хвалынск”
Завершился 29 хвалынский пленэр. Он был короче предыдущих и всё же продолжался более полумесяца. Некоторые из художников участвовали в пленэрах, проходивших с 22-27 августа в рамках фестиваля «Хвалынские этюды на родине К.С. Петрова-Водкина» августа и поэтому рассчитывали продолжить работу чуть позже. Сказывалась и небывалая по длительности жара, расплавившая не только асфальт, но и мозги. Художники «спасались» в воде окрестных прудов от жары, работа шла медленно и всё же некоторые завсегдатаи пленэров смогли, если уж не побить свои «рекорды» прошлых заездов, то сохранить их. В первую очередь речь идёт о саратовской художнице Е.И. Мальцевой. В конце заезда она вопреки всем сложившимся обстоятельствам вновь удивила собравшихся на просмотре работ работоспособностью. Елена Ивановна осваивала новые мотивы в окрестных деревнях – Старой Яблонке, Подлесном. К.С. Петров-Водкин писал в 1911 году: «Природа только напоминает человеку, а человек берёт её как канву и на ней уже претворяет краску в цвет…» Елена Ивановна следует именно этому правилу, претворяя краску в цвет и находя для него «вечные» места на холсте. Интересно наблюдать, как работает Елена Ивановна. Она пишет цветовыми контрастами, а не линией. Цвет и графика мазка ритмически организуют изобразительную плоскость. Гиперболизируя цветовые контрасты, Елена Ивановна балансирует всегда «на грани», но врождённое чувство гармонии не подводит. Цвет – главное лицо её работ, а краска – главный импульс побуждения к творчеству. Эти работы представляют результат ощутимого пленэрного удовольствия.
С.Н. Золина продолжала работу над уже знакомыми мотивами в районе бывшего старообрядческого Успенского мужского монастыря, где ещё сохранился (хотя далеко не весь) комплекс построек конца 19 - начала 20 века. Но не сами постройки интересовали Светлану Николаевну, а углублённая работа по обобщению натурных случайных черт для дальнейшего проявления своих идеалов в области цвета и формы. Сходные задачи ставила перед собой и О.Г. Гудкова, внося свойственную ей лирику в цветовые отношения и очеловечивая пейзажи фигурками людей, окрашивающих его меланхолическими настроениями. Тонко нюансированный цвет и едва заметная вибрация ритмов отличают эти работы.
Художница из Красноярска Т.Г. Белоусова писала в основном мир пробуждающийся, мир детства и отрочества, соответствующий её желанию сохранить свежесть, некоторую незавершённость и чистоту замысла. Динамичный по красочной пластике замысел воплощается скорее не столько в сюжете, сколько в конструкции работы, её линиях и фактуре. В работах чувствуется опосредованное влияние фресковой живописи, которую Татьяна Георгиевна чувствует и знает не понаслышке: она видела её в православных монастырях Черногории, да и самой приходилось работать в этом виде живописи. В её «Любителях молока» можно ощутить колористически-сдержанный «звук» фресок Дионисия из Ферапонтово.
Так случилось, что выносливее и работоспособнее оказались женщины, они же составляли пленэрное большинство. Но немногочисленные мужчины вносили активный модус в мыслительный пленэрный концепт. На первом организационном собрании группы Заслуженный художник России В.А. Мошников рассказал о творчестве и личности П.И. Басманова, 110-летию которого посвящён 29 заезд. Владимир Александрович лично знал Павла Ивановича и считает его своим учителем. На протяжении многих лет он пытается восстановить историческую справедливость в отношении творчества П.И. Басманова как художника Русского мира, продолжателя традиций А.Г. Венецианова, саратовской школы живописного символизма, «отца-основателя» хвалынских пленэров, «благословившего» в 1988 году художников на живописное освоение родины К.С. Петрова-Водкина. В.А. Мошников и Г.П. Губанов на протяжении многих лет пытались «очертить» круг П.И. Басманова, считая и себя причастными к нему. За эти годы им удалось привлечь интерес многих участников пленэров к творчеству этого полузабытого художника, расширяя таким образом границы этого круга.
Ещё одна знаменательная дата была вынесена на пленэрную «афишу» этого заезда – 80-летие В.В. Полякова (1936-2005). Владислав Викторович Поляков был одним из тех, кто участвовал в этих пленэрах с самого их зарождения. Преданный без остатка искусству, он был своеобразным «хвалынским Ван Гогом», заражающим участников пленэров идеей братства художников, о котором мечтал в Арле великий француз. Будучи в постоянном творческом горении, он и художников старался зажечь этим огнём. Неслучайно его друг, литературовед, издатель С.С. Лесневский называл Владислава Викторовича «пылающим углем». Уже который год приезжает из Санкт-Петербурга в Хвалынск во время пленэров семейство Гришковых – сестра Владислава Викторовича Галина с мужем – искусствоведом В.В. Гришковым. Они стали за эти годы «постоянными лицами» пленэров. И всегда они приезжают не с пустыми руками. Так случилось и в этом году. За 11 лет, прошедших со дня смерти Полякова Валерий Вячеславович сумел издать уже 6 книг, связанных с именем этого художника (стихи и статьи В.В. Полякова, большой альбом о его жизни и творчестве, воспоминания людей, которые знали художника, восстановил генеалогическое древо семейства Ворожейкиных-Поляковых-Белугиных) и вот новый подарок к 80-летию со дня рождения Владислава Викторовича – первая книга писем, охватывающая период жизни с 1948 по 1962 годы. Книга даёт представление о нелёгкой судьбе В.В. Полякова, о его многолетней борьбе с болезнью, из которой он вышел победителем, хотя её рецидивы время от времени повторялись. Но на его стороне было искусство с его высокими вершинами, которые манили к себе, мобилизуя к покорению и не давая раскисать. Презентация книги прошла на одной из пленэрных встреч.
Надо отметить, этот август был богат на презентации книг: кроме книги писем В.В. Полякова, состоялась презентация краткого словаря по пластике на примере творческой реализации одного из «патриархов» пленэров – П.А. Маскаева, ушедшего от нас в 2013 году. Этот словарик небольшим тиражом сумел издать друг П.А. Маскаева В.А. Мошников. В словарь вошли ключевые слова художественного языка саратовской художественной школы: вход в картину, работа с углами картинной плоскости, цельность, зрительный центр и периферия, контур, плавающие пятна, сгустки и пропуски, живописные подобия, ритм интервалов, музыкальность, фактурный шум, волокнистая кривая, минимализм и упрощения, взаимодействие предмета и фона на изобразительной поверхности, стыки форм, силуэт (работа по его краю и внутри), непредметный цвет и др. Этот словарик может быть полезен не только для начинающих художников, но, судя по реакции многих «ветеранов», он может стать хорошим подспорьем и для них.
Не за горами тридцатилетие пленэров, поэтому в этом году решено было обобщить опыт прошедших лет, систематизировать накопленные архивные материалы, связанные с хвалынскими пленэрами. В результате к августу появилась книга «Путь через Хвалынск», которая увидела свет благодаря финансовой поддержке В.В. Володина - первого заместителя руководителя Администрации президента РФ. Книга состоит из пяти разделов: бытие пленэров, творческие реализации участников, статьи, обозначающие их концепцию, пленэрный быт и письма участников за эти годы. Ведь Хвалынск лишь транзитная остановка, а путь продолжается и за пределами пленэров. Группу художников, которая отправилась в путь в 1988 году, можно назвать «добывающей», они добывают смысловое поле жизни, поэтому всегда в пути, в поисках ответов. В этом году начат пятый семилетний цикл в жизни этого сложившегося «тела-чувствилища» и пока трудно прогнозировать вместе или каждый сам будет осуществлять дальнейший поиск этого смысла, ясно только одно – назад пути нет, только вперёд - к символическим и знаковым рубежам с уже построенного фундамента пластического реализма.
На второй августовский пленэр, прошедший в рамках фестиваля «Хвалынские этюды на родине К.С. Петрова-Водкина» на 7 дней съехались художники из разных городов России – Москвы, подмосковных Химок, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска, Самары, Тольятти, Саратова, Вольска, Балаково и др. Несколько художников из традиционного хвалынского пленэра тоже попали в число участников нового. Художники напряжённо работали 4 дня, а на пятый уже монтировали выставку на фестивальной площади. Конечно, 4 дня – слишком маленький срок, это скорее «разминка перед боем». Но художники привезли с собой для выставки-аукциона по две работы, поэтому наряду со свежими, ещё не просохшими холстами, экспонировались и работы, представляющие творческие подчерки авторов. Преобладали пейзажи, в том числе городские, но было несколько натюрмортов. Реалистическая ориентация была преобладающей, несколько декоративных и символических композиций разбавляли это стилистическое однообразие. Особого зрительского и покупательского ажиотажа на выставке, размещённой в четырёх шатрах, не наблюдалось, хотя гостями фестиваля интерес к выставке был проявлен и несколько работ были приобретены.
В первый день фестиваля состоялся круглый стол, в котором приняли участие гости фестиваля: председатель Союза художников России А.Н. Ковальчук, руководитель РОСИЗО С.Е. Перов, руководитель Фонда развития современного искусства И.И. Демидов, председатель Поволжского отделения РАХ К.В. Худяков. Разговор шёл вокруг будущего центра современного искусства в Саратове, который планируется разместить на базе бывших складов Рейнике. Участники высказали свои пожелания относительно организации пленэров в будущем: отбор участников, приглашение иностранных художников, более долгий срок пленэров, обсуждение работ, привлечение искусствоведов, просветительская работа внутри пленэрной жизни. В целом художники положительно оценили работу организаторов и выбор места проведения пленэров.
Вечером второго фестивального дня напротив картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина был открыт памятник, посвящённый поездке К.С. Петрова-Водкина в 1901 году в Европу. Это было начало овладения пространством Кузьмой Сергеевичем, первое знакомство с западной живописью, в частности, с работами Сезанна, Гогена, Ван Гога на французских выставках в Мюнхене, с творчеством немецких мастеров – Бёклина, Штука. Художнику было без малого 23 года - начало вбирания в себя накопленной человечеством культуры. На открытии памятника выступал губернатор Саратовской области В.В. Радаев и приглашённые гости. Автор памятника – саратовский скульптор Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской Академии художеств Андрей Щербаков.
Художники уезжали из Хвалынска на следующее утро 28 августа с надеждой снова вернуться на родину Кузьмы Сергеевича в следующем августе. Прощай фестиваль… Прощай жаркое лето… Теперь бронзовый Петров-Водкин будет ожидать новых встреч со своими почитателями в распахнутых пространствах хвалынской земли.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"