A A A

От Саратова до Бухары. Часть первая. Бухара

Автор:  Тараканова Наталья Сергеевна

  • От Саратова до Бухары. Часть первая. Бухара

Весной 2016 года Первый заместитель администрации президента РФ — Вячеслав Володин, пожертвовал личные средства на поддержку девяти музеев и пяти детских школ искусств Саратовской области. В их числе оказался отдел музеефикации Радищевского музея — Дом Павла Кузнецова, сотрудники которого, наконец, смогли начать осуществление давно задуманного проекта — «От Саратова до Бухары» — путешествие по местам творчества художника Павла Варфоломеевича Кузнецова для научных исследований. В июля 2016 года в результате десятидневной экспедиции по Средней Азии были собраны многочисленные фото и видео-материалы о городах, посещаемых Кузнецовым, записаны интервью с мастерами и художниками, музейными сотрудниками. Найдены места, изображенные художником в сборнике литографий «Горная Бухара». В поездке был снят видеоматериал для будущего документального фильма и изучены аутентичные юрты. Итогом проекта станет приобретение юрты, установки ее в саду мемориального дома художника и дальнейшее проведение в ней многочисленных атмосферных лекций, мастер-классов, мероприятий и творческих мастерских, видеопоказов о жизни и творчестве Павла Кузнецова.

***

В Бухаре, где все фасады глинобитных домов одинаково аскетичны и глухи, большое внимание уделяют дверям. Дверь — «лицо семьи». Чем она богаче и искуснее, тем радушнее и теплее вас примут те, кто скрывается за ней.

Бухара открылась нам во всей своей невозмутимой красе, потому-что мы вошли в «правильную дверь»!

Когда задумывался проект «От Саратова до Бухары» — путешествие по местам творчества великого русского художника Павла Варфоломеевича Кузнецова, еще на этапе подготовки, друг музея — Алена Сластихина, заочно познакомила нас с бухарским художником-миниатюристом Давлатом Тощевым. Он не только встретил группу в аэропорту, но и стал проводником по великому городу, возраст которого превышает более 2500 лет. А современный архитектурный облик датируется XVI – XVII веками, когда было построено большинство монументальных сооружений и мест общественного пользования. И если учесть тот факт, что в городе практически полностью отсутствует наружная реклама, чистота эксперимента — посмотреть на Бухару «глазами Павла Кузнецова» — сохранилась. Как сохранилась плавная размеренность жизни горожан, яркость национальных одежд, в которые с удовольствием одеваются женщины всех возрастов и присутствие в многовековой истории в каждой горячей песчинке, занесенной из Кызылкума.

Жизнь бухарцев и гостей города протекает вокруг архитектурного комплекса Ляб-и Хауз, представляющего собой площадь с прямоугольным водоемом, обрамленную зданиями медресе Кукельдаш, медресе Диван-Беги и ханаки Диван-Беги. Водоем окружают всегда переполненные чай-ханэ с цветными дастарханами и уютные столики кофеин в тени склоненных к воде веток ив, как живые иллюстрации Кузнецовских полотен: «Чайхана», «Водоем», «Бухара. У водоема». Рядом с площадью проходит центральная торговая улица Бухары, с многочисленными лавками и мастерскими, в некоторые из которых нас завел любезный Давлат, познакомив с мастерами ковки, шитья и плетения, керамистами, изготовителям традиционных кукол и сюзанистами.

Сюзане — традиционная декоративная узбекская ручная вышивка, изображающая причудливые узоры, цветы и фрукты, зверей и птиц и несущая большую символическую традицию определенного места и народности. Помните Кузнецовский «Натюрморт с сюзане», где одна яркая ткань висит на стене, а другая является скатертью для стола? Сюзане в Узбекистане главное украшение любого помещения, и даже двора. Занимаются вышивкой в основном женщины. Нам повезло познакомиться с чуть ли не единственным мужчиной, со сказочным именем Абдурахман, продолжающим древнюю традицию и принимающим учеников со всего мира. В бухарских магазинчиках можно увидеть вышитую одежду, обувь и аксессуары. А старинные сюзане в большом количестве представлены в загородном дворце Бухарского эмира — Ситораи Мохи Хоса, являющимся крупным музеем декоративно-прикладного искусства и образцом жизни восточной знати позапрошлого века.

Давлат сразу сказал, что в Бухаре очень сильна связь с суфизмом, поэтому духовность здесь превыше всего. В черте города находится несколько архитектурных комплексов, куда съезжаются мусульмане из разных стран мира. Мавзолей династии Саманидов — являющийся по заявлениям всех энциклопедий, а теперь еще и по нашим личным впечатлениям — жемчужиной мирового зодчества, располагается в городском парке. Здание представляет собой куб с кружевным орнаментом накрытый полусферой, являя уменьшенную модель мира. Мавзолей Бахауддина Накшбанда — служил центром дервишского ордена накшбандиев. Не так давно полностью отреставрированный комплекс представляет собой прекрасные архитектурные сооружения: мечети, минарет и медрессе, соединенные великолепной парковой зоной, с прогулочными дорожками и виноградными террасами. Где прогуливаются не только паломники преклоняющие колено в месте захоронения главы ордена — Бахауддина Накшбанда и его матери, но и все желающие. Вообще Узбекистан удивил настоящей толерантностью, которая заключается не только в терпимости и приятии, но и в уважении к другой вере, чувствам и мировосприятию. В святых местах люди молятся, склоняют головы, иные размышляют о вечном, любуются архитектурой, выгуливают детишек. Терпим и невозмутим к вечно спешащим и фотографирующим туристам даже мрачно-величественный — «Чор-Бакр», известный так же как «Город мертвых», некрополь образующий настоящий город с улицами, дворами и домами (фамильными склепами). Возведения этого комплекса началось в эпоху Саманидов и самые древние захоронения относятся к X веку.

Наши бухарские друзья сказали нам, что после посещения этих святых мест, мы смело можем говорить что были в Узбекистане. А вот продавщица традиционных халатов и платков — Зуля, сказала нам, что звездное небо лучше смотреть с Арака. И ей невозможно было не поверить, ключевые слова — Саратов и Глебучев овраг, в которым жили родители Зули, были озвучены и наш разговор перешел в русло практически родственной беседы по душам, объятиям и подаркам. Базар с удивлением слушал о необычной экспедиции по местам творчества русского художника Павла Кузнецова, рожденного в волжском городе, на краю загадочного оврага...

Крепость Арк — древняя цитадель являющаяся самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары. Защищавшая когда-то жителей древнего города, сегодня это сооружение является архитектурно-художественным музеем заповедником и принимает в свои стены сотни и сотни туристов. Арк удивительна по своему величию и необычности формы. Стены крепости пологие и кажется что по ним можно легко забраться, они монументальны, но обтекаемы. В кирпичных стенах видны деревянные доски, которые служат укреплениями и накопителями лишней влаги. С арка открывается прекрасный вид на город и — да, звездное небо у крепости гораздо ярче и глубже.

В предисловии к графическому альбому «Горная Бухара» Павел Кузнецов писал:

«Я был представлен бухарскому профессору живописи, прекрасному сарту, который на мою просьбу нарисовать что-нибудь, пришел с пятью стройными молодыми учениками, изобразившими мне красками на бумаге прекрасный благоухающий букет цветов орнаментально-стилизованного характера с необыкновенным выявлением цвета и мастерства. Эти молодые красавцы, украшающие все очаровательными букетами и узорами, находились в учение у профессора наподобие учеников какого-нибудь знаменитого итальянского мастера эпохи возрождения».

Найти «Бухарский натюрморт» было одной из наших основных задач. И произошла эта поразительная встреча с «прекрасным благоухающим букетом цветов орнаментально-стилизованного характера» в Доме-музее Файзулы Ходжаева, одного из ярких политических фигур Бухары XX века, борца за равные права людей, мецената, репрессированного в 1938 году. Дом располагался в богатом бухарском квартале Гозиен, и в его постройке участвовали самые известные на тот момент зодчие. Дом имеет несколько этажей, сеть подземных тоннелей и большой внутренний двор, который и поразил нас великолепными настенными росписями декоративных ваз с цветами, которые еще в прошлом веке так поразили нашего героя. Стоит ли говорить о том что внутри комнат с высокими потолками, стены тоже расписаны орнаментальными цветами и узорами, где угадывается и волнующий Пётр Уткин и жизнерадостный Павел Кузнецов. Угадываются цвета и формы, восточные изгибы линий, сквозь реставрационный слой свежих красок угадывается прошлое, а в вековых трещинках — будущее. И почему то здесь, в Бухаре, будущее кажется непременно — светлым!


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"