A A A

Дорожные этюды отставного пограничника. Выставка В.М. Устинова

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

  • На выставке В.М. Устинова
05.05.2015  —  30.06.2015
Вячеслав Михайлович Устинов родился 11.12.1954 года в г. Хвалынске Саратовской области. В 1972 г. поступил в Высшее пограничное командное училище КГБ СССР им. Ф.Э.Дзержинского (г. Алма-Ата). После окончания училища был направлен на охрану Дальневосточных границ СССР (г. Владивосток). Дальнейшая судьба связана с островом Сахалин, где не только проходил службу, но и после выхода в отставку охранял рыбные ресурсы страны. Красота природы Сахалина и Саратовской области побуждала браться за кисти и краски. В отпускные дни часто приходилось отдыхать в здравницах Кавказских Минеральных Вод, где удавалось делать графические зарисовки и наброски. К настоящему времени накоплен солидный творческий багаж, выставки художника прошли не только в Южно-Сахалинске, где в настоящее время живёт Вячеслав Михайлович, но и в Москве и, конечно, на родине – в Хвалынске. На выставке, посвящённой 60-летнему юбилею Вячеслава Михайлович, экспонируются работы последних лет.

Чем отличается самодеятельный художник от профессионального? Если талант это дар Бога, то он или есть, либо «пронесли мимо»… Но если это Божий дар, то неужели в человеческих силах его улучшать, отшлифовывать, огранять, оттачивать? Разница между профессионалом и любителем только в том, что один художник превращает этот дар в профессию, в средство зарабатывать на жизнь, а второй – занимается творчеством не для «хлеба насущного», не на «потребу», а для души, для радости, преумножения красоты в жизни. У нас как-то принято считать художников, не получивших художественного образования, «второсортными». А они, может быть, самые бескорыстно преданные искусству люди. Эти мысли приходят, когда смотришь на картины В.М. Устинова. Рисовал Вячеслав Михайлович с детства, в школьные годы его способности были замечены учителем рисования В.И. Кочетковым, который помогал им реализоваться и культивировал увлеченность ученика рисованием, помогая в освоении изобразительной грамоты. И хотя Вячеслав избрал военную профессию – стал пограничником, но занятий рисованием не бросал, в свободную минуту рисовал карандашом окружающие пейзажи, делал наброски со своих однополчан. Систематические занятия рисованием, общение с художниками, чтение книг по изобразительному искусству, учёба у главного учителя – Природы, не только расширяли его кругозор, но и разнообразили палитру, раздвигали жанровые рамки.
К своему 60-летнему юбилею Вячеслав Михайлович пришёл с приличным творческим багажом. Здесь и пейзажи, отражающие его путешествия по стране от Южно-Сахалинска до Алма-Аты. Натюрморты, демонстрирующие изобретательность художника в поисках средств выразительности – удивляющие то тонкой передачей фактур изображённых предметов – прозрачного стекла, хрупкого фарфора, то точностью взаимодействия изображённого предметного мира со световоздушной средой. Они внушают зрителю то общее чувство наполненной человеком обитаемой среды, обжитого уголка. Привлекает его и роскошный мир цветов, многообразие их форм, богатство оттенков. Центр цветочных натюрмортов акцентирован, цветы помещаются в фаянсовые вазы, вполне подстать букету, являющему довольно компактную и плотную массу. В цветочных натюрмортах «слышны» символические «ноты», например, солярная символика подсолнечников или символика света и жизни, солнца и вечной природы в розах или сирени. Предметы его натюрмортов, как актёры на сцене: в их абсолютном «молчании» хорошо слышны «голоса» фактурных характеристик предметов.
Не часто на выставках даже профессионалов представлен портретный жанр, а Устинов чувствует себя и в нём вполне уверенно. Портреты убедительны не только в смысле сходства с портретируемыми, но и умением подметить характерное в модели, проникнуть в мир мысли портретируемого. Особенно удачен в этом смысле портрет жены, в котором угадывается оптимистический стержень характера изображённой женщины, внутренняя динамика, свойственная ей, она поддержана во внешне статичном образе звучным колоритом. Розовая кофточка, освещённое лицо женщины усиливают жизнеутверждающее начало изображённого характера, гармоничное существование его в окружающем мире. Портрет рано умершей матери написан с фотографии, но так много вложено любви в это грустное лицо, что свет и тепло осязаемы в реальном пространстве.
Среди представленных работ немало таких, которые обратили бы на себя внимание на любой профессиональной выставке. В картинах художника нет каких-то художественных приёмов, специально привлекающих внимание зрителя. В работах выражена тихая любовь к своей земле, к людям. Остаётся только порадоваться, что в нашем городе есть такие любители живописи.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"