A A A

Начала и концы истории. Путешествие Ирины Затуловской в Хвалынск

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

В самом конце октября художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина посетила московская художница Ирина Владимировна Затуловская, чья выставка экспонируется сейчас в доме-музее П.В. Кузнецова. Быть рядом с родиной сферической перспективы Кузьмы Сергеевича и не побывать в его Пенатах?! И Ирина Владимировна воспользовалась представившейся ей возможностью. Хвалынск в эту пору не в лучшей своей красе, но, зато резче читаются графические ландшафтные линии, растворённые в остальные времена года в живописных оттенках зелёного, синего и жёлтого цветов. Ирина Владимировна даже поднялась на известную естественную «смотровую площадку» - гору Каланчу в южных окрестностях города, с которой открывается то самое завораживающее, равноудалённое от смотрящего, пространство, в котором возникает ощущение «чаши, накрытой трёхчетвертьшарием небесного свода» и смотрящий оказывается в центре «шара, причём шара полого с обратной вогнутостью». Как эту «сферичность» упаковать в «прокрустово ложе» прямой перспективы? Вот и К.С. Петров-Водкин не смог, родив свою – сферическую. Ирина Владимировна сделала несколько рисунков в свой блокнот с изображением двух фигурок на вершине горы и ландшафта. Рисунки эти минималистские, как и живопись художницы, но несколькими линиями и штрихами ей удалось передать ощущение масштаба открывшегося пространства. Такое мастерство достигается долгим и напряжённым трудом, когда «в родстве всего со всем уверяясь, и, знаясь с будущим в быту» художник дорастает до этой «неслыханной простоты».

Ирина Владимировна и заведующая домом-музеем П.В. Кузнецова Ольга Николаевна Бельская побывали в гостях у хвалынской «наивной» художницы Надежды Петровны Федоренко. После знакомства с её творчеством, за чашкой чая в музее мы говорили о широте диапазона наивного искусства: о его «дословной» и «послесловной» линиях. Ирине Владимировне не нравится, когда её творчество называют «наивным» именно потому, что не только зрители, но и искусствоведы не чувствуют за внешними схожими формальными признаками в творчестве художников этого, на первый взгляд, монолитного течения, разницы мировоззренческой. Наивность Н.П. Федоренко – чистая доска, на которой извечное творческое начало пишет свои письмена, в ней говорит наша естественная природа, с которой мы приходим в мир, та сущность, что «по образу и подобию Божию» в нас. Это и есть тот самый «внутренний ребенок», которого надо опекать и растить. И делать это должна личность, которая приобретается в процессе социализации: воспитания, образования. Если сущность – «внутренний ребёнок», то личность – «няня», помогающая «возгореться этой искре». У Федоренко, как у некоторых людей, живущих близко к природе, сохранился дар непосредственной передачи образов окружающего мира, в детстве доступный каждому, но у её сущности не хватает средств (языка), чтобы выразить себя, это и есть «дословное» творчество. Чтобы выразить себя полнее, одной природы мало, необходима развитая личность, формирующаяся культурой, которая и есть творчество «со словами», надо осваивать накопленное человечеством, научиться рефлексировать, перерабатывать полученный опыт в материальные объекты. Ирина Владимировна Затуловская была окружена культурой с детских лет. Её мама — живописец Раиса Михайлова-Затуловская, дедушка — художник Сергей Михайлов, один из основателей Московской средней художественной школы; долгое время эта школа располагалась напротив Третьяковки в Лаврушинском переулке. Сама Ирина в 1976-м окончила столичный Полиграфический институт, в те годы еще реально продолжавший традиции ВХУТЕМАСа, главной кузницы советских художественных кадров 1920-х годов. Личность развивается благодаря освоению культуры, обучению разного рода – она и является действительно ценной частью нашего истинного «я». Именно она, истинная личность должна помогать росту сущности. Но надо понимать, что большую часть того, что мы считаем личностью, нашим «я», составляет ложная личность, состоящая из гордости, тщеславия, самомнения, воображения, грёз о нас самих и т.д. – именно развитая ложная личность часто подавляет сущность. Есть хорошее сравнение, которое приводит в своём романе «Демиан» Герман Гессе: если мы представим ложную личность как твёрдую скорлупу, истинную личность как белок, то увидим, что желток (сущность) должен съесть белок (личность), чтобы развиться в птицу, и, разрушив скорлупу, обрести крылья. В точности то же происходит и с нами, если мы хотим стать действительно живыми людьми. У многих наивных художников, истинная личность не развита достаточно, и тогда сущность вынуждена оставаться в инфантильном состоянии, кроме того, сущность начинает подавляться разрастающейся ложной личностью. Выставки, внимание зрителей подпитывают тщеславие, самомнение. Кроме того, из-за неразвитой личности такой наивный «дословный» художник начинает «питаться чужими словами», перерабатывает добытое другими. Яркий пример из ближайшего времени: Затуловская подарила Федоренко пригласительный билет на свою выставку с изображением одной из своих работ «Хочу, как Тёрнер, лежать в лодке», с которой та сразу же сделала «творческую копию», но источник легко угадывается. И если в работе Затуловской метафора реки Времени, Культуры, по которой плывёт автор, то у Федоренко – реальная река с барашками волн, крутыми берегами, синим небом, облаками.

Личность необходима, но она не должна подавлять сущность, как очень часто происходит, она должна помогать развиваться ей, как удобрение почвы, полив, прополка для растения. Когда сущность разовьётся благодаря истинной личности, то наступит момент, и скорлупа будет разрушена и начнётся новое бытие сущности – «после слов». Творчество Затуловской – «наив» такой «вылупившейся» сущности. Если живопись Федоренко – чистая доска, на которой сама «дословная» природа пытается начертать свои нечленораздельные «письмена», то живопись Затуловской создаётся на уже «записанных» временем и поколениями «досках», т.е. уже «после слов». Ирина Владимировна неслучайно берёт для своей живописи основу с «возрастом»: старые жестяные листы, фанеру, дощечки от старой мебели, бочек, рамы старых зеркал, на которых время уже «расписалось», художница только ставит как бы многоточие, или своеобразный постскриптум: присоединяется к «ветхозаветному» высказыванию нескольких поколений людей. Она говорит не только от имени своего «я», а и от их «имени», через неё проговаривает «коллективное бессознательное» - это архитипическая живопись.

Неслучайным кажется приглашение японцами десять лет назад именно Ирины Владимировны для оформления чеховских рассказов, в частности, «Студента». В рассказе дана зримая метафора времени: «Прошлое, - думает чеховский герой Иван, студент духовной академии, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого». Ирина Владимировна сделала рисунки на матовой кальке, наслаиваясь друг на друга, размывая частично предыдущие изображения, они были подобны человеческой памяти.

Представляется, что приезд в Хвалынск Затуловской – живое воплощение чеховского рассказа. Это ведь не только её путешествие во времени: из цивилизации столиц в патриархальность провинции, но и прикосновение к своему «дословному» началу: дотронулась «до одного конца, как дрогнул другой». Эта встреча помогла и нам осознать какие-то важные вещи.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"