A A A

Выставка книжной и станковой графики С.Г. Серова

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

15.07.2014  —  29.08.2014

Впервые на родине Сергея Георгиевича Серова в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина с 15 июля экспонируется выставка книжной и станковой графики. Серова земляки знают как живописца, хотя по образованию Сергей Георгиевич книжный график, он закончил факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института. Серов превосходный рисовальщик, увлекающийся рассказчик – вероятно, эти качества, а главное – любовь к классической литературе, проявились в выборе факультета и в тематике картин Серова, где всегда важен литературный или философский подтекст.

Во время учёбы и позже Сергей Георгиевич сотрудничал с Приволжским книжным издательством. В его творческом «портфеле» книжного иллюстратора около 30 наименований книг: «В списках не значится» (Б. Васильев. 1975), «Заката светлая звезда» (В. Шабанов. 1984), «Шквал» (Федулов. 1988), «Весна наступает не сразу» (В. Черников. 1988), «Мы – мужчины» (Л. Фомин. 1985) и др. Его дипломной работой в институте было оформление книги И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок» (1982). Всю свою неуёмную фантазию Сергей Георгиевич проявил в ней, неслучайно, макет был высоко оценён и рекомендован к изданию. К сожалению, разница между произведением художника и техническим воплощением его оригиналов велика. Оригиналы, как правило, превосходят издательскую продукцию. В этом можно убедиться и на нашей выставке, где наряду с оригиналами представлены в витрине и сами книги.

Серов иллюстрировал книги для различных категорий читателей, в том числе и детей. Пожалуй, самой удачной работой является книга «Репка», потому что в ней проявилась редкое умение Сергея Георгиевича заново пережить детскую увлечённость сказкой. Эмоциональный строй в ней организован цветом, который не утрачивает декоративности, характерной для народного искусства, но одновременно становится носителем поэтического чувства, вложенного художником в сказку. Цвет серовских иллюстраций является для ребёнка как бы цветовой азбукой. Ведь для ребёнка иллюстрации в книге бывают важнее содержания: иллюстрации он может смотреть самостоятельно, а вот читать надо просить взрослых.

Как правило, рисунки Сергея Георгиевича не подстрочное иллюстрирование, он любит свободное фантазийное рисование. Вероятно, именно из-за этой возможности «поиграть» с текстом, он считает лучшей своей работой в области книжной графики серию книг ульяновского краеведа А.Н. Блохинцева о великих людях «И жизни след оставили своей…» (1985). Книги этой серии посвящены отдельным замечательным личностям – дворянам, разночинцам, поэтам, декабристам, писателям, интеллигенции 20 века, прославившимся в истории Симбирской губернии и страны, поэтому Сергею Георгиевичу было интересно окунуться в разные эпохи. На выставке представлены иллюстрации к одной из книг этой серии, выполненные тушью и пером. Фронтиспис и миниатюрные рисунки-заставки, выполненные тушью и пером к главам одной из книг этой серии, отличаются эмоциональностью позы, жеста героя, придающим изображению выразительность.

Серов работает в разных техниках: тушь, акварель, карандаш – и все они представлены на выставке. Более ранние иллюстрации, например, к книге Б. Васильева «В списках не значится» (1975) своей законченностью, композицией больше напоминают станковую графику, тогда Сергей Георгиевич только начинал входит в сложный мир книжной графики, но позже, после окончания института, в свой самый плодотворный в смысле изданий период, он начинает постигать её сложный организм. Книга становится для Серова не только набором каких-то репродукций, напечатанных отдельно от текста и обложки, он начинает продумывать её цельный образ. Яркий пример такого целостного видения - книга правнучки Н.Г. Чернышевского В. Чернышевской «Вавкино детство» (1987). Обложка и форзацы выполнены прозрачными, чистыми тонами акварели, их интересные композиции связаны с полосными иллюстрациями.

Иллюстрации Серова к книгам для подростков, которые познают окружающий мир, часто «многословны», с обилием исторических деталей, любовью к ветвистой сложной, прямо-таки орнаментальной линии, как в сборнике «Зарницы» (1983). При работе над книгой Сергей Георгиевич, вероятно, вспоминал и свои подростковые пристрастия к изображению многолюдных битв, где изображал не только воинов в различных позах, но и детали оружия, формы. Старшие школьники любят «рассказывать» в своих работах.

К сожалению, в конце 1980-х вместе с рухнувшей страной многие государственные издательства стали исчезать. Потребовалось десятилетие, чтобы на их месте появились небольшие коммерческие издательства, где правит бал, как правило, не искусство книги, а рубль. С.Г. Серову пришлось надолго забыть о книге. В это время наряду с живописью он активно занимается станковой графикой. Часто это подготовительные рисунки к живописным работам. На выставке представлено несколько таких рисунков к картине «Август» (1980) и «Сад» (1993).

В 1990 году Сергею Георгиевичу выпала возможность побывать на творческой даче в Гурзуфе. За время пребывания в этом райском уголке им было создано большое количество рисунков тушью и гуашью. Они отличаются от того, что делал Серов до этой поездки. Серов, прекрасно владеющий техникой рисунка, решил как бы начать всё сначала и забыть накопленное за долгие годы учёбы. Но работы этого периода «разучивания» носят творческий характер. Стилистика этих работ, решённых в более условной манере, отражает его увлечение графикой Н. Тырсы, Л. Бруни, Н. Куприянова. В каждом из листов, выполненных тушью, эмоциональная заострённость, экспрессия. Отказавшись от иллюзии пространства, он стал добиваться звучания образа в линии. В этих рисунках каждая линия выразительна, то разреженная, то сгущённая до пятна, она ложится вертикальными и 
горизонтальными штрихами, выявляя конструкцию зданий, деревьев, в них ритмы живого города с 
его вибрирующим скользящим светом, переданным многообразием переходов чёрной тонкой перовой линии и белого листа («В парке»). В работах, 
выполненных гуашью, часто подчинённых двум основным цветам – синему и белому, с чуть смещёнными контурами и наплывами краски есть ощущение знойного, струящегося воздуха юга («У причала»).

Первыми зрителями выставки стали подростки, для которых и работал Сергей Георгиевич. Именно для них важно донести сложный и долгий путь «картинки» к книге. Часто имя художника-иллюстратора остаётся в тени автора книги, а ведь в детстве мы любим и запоминаем книгу не только благодаря содержанию, но несём по жизни её визуальный образ. В целом выставка даёт представление о влиянии на станковую форму опыта иллюстрирования: он расширил не только технические возможности Сергея Георгиевича Серова, но и сюжетную составляющую его живописного багажа.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"