A A A

Г.И. Лбов «Портрет матери». Выставка одной картины

Автор:  Перегородова Алла Вячеславовна

15.03.2014  —  22.04.2014

С 15 марта по 22 апреля Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу Г.И. Лбова «Портрет матери» (1954 г., х., м.).

15 марта автор портрета отмечает 90-й день рождения. Георгий Иванович Лбов - художник, педагог, человек высокой культуры, связующее звено в цепи поколений художников - хвалынцев, от «могучей кучки» творцов начала 20 века до наших современников. Из уст Георгия Ивановича ещё можно услышать о Л.А.Радищеве, И.А. Елатонцеве, В.Ф. Орехове – товарищах К.С. Петрова-Водкина, одобрявших его первые шаги в искусстве, и о ныне знаменитых далеко за пределами родного города А.Г. Дьякове и С.Г. Серове, которым помогал в начале их художественного пути. Они оба учились у Лбова в разные годы в изостудии Дома пионеров, которой Георгий Иванович руководил более 40 лет.

Юбиляр - выпускник Саратовского художественного училища, окончил в 1952 году, с большой благодарностью вспоминает учителей – Б.В. Миловидова, В.Ф. Гурова, И.Н. Щеглова. До поступления в училище Георгий Иванович преподавал в школах Хвалынска, имея диплом о педагогическом образовании на одногодичных курсах. Ему нравилось учить детей овладению «искусством линии, штриха, тона», став профессиональным художником, он решил повысить уровень образования и как педагога. В 1958 поступил в Московский пединститут, на художественно-графический факультет и с успехом закончил его в 1964 году.

В творчестве Лбов преимущественно пейзажист, продолжатель левитановской традиции. В молодые годы большой интерес проявлял к портретному жанру. Главную задачу в портрете видел в передаче психологической характеристики изображённых. Одна из лучших его работ в этом жанре представлена на выставке. Художник донёс до нас облик самого дорогого для него человека, своей матери, Анастасии Ивановны Лбовой (1899-1988).

Анастасия Ивановна родилась в семье лесника, хлебнула горечь сиротства - рано осталась без матери, в юные годы прислуживала горничной в семье графа А.О. Медема, владельца имения «Александрия» (ныне п. Северный Хвалынского района). Муж, Иван Михайлович, был сапожных дел мастером, человеком болезненным, поэтому большая часть физической работы по хозяйству ложилась на её плечи, в 48 лет она овдовела. Анастасия Ивановна прожила долгую, наполненную трудом, заботами и лишениями жизнь. Личность этой женщины красноречиво раскрывают воспоминания А.А.Кириченко – дочери А.О. Медема: «Я очень привязалась к Насте и после родителей любила её больше всех. За её грубоватой, нередко ворчливой речью скрывалась и ласка, и сердечная простота. < > Настя имела поэтическую натуру. Выросшая в чудесных дубравах Саратовского Правобережья, она не меньше меня ценила красоту природы.< > В 1923 году она выходила замуж. Родители и бабушка собрали, сколько могли деньжонок, дали что-то из посуды и мебели. В такое время, когда во всём была нужда, Настя не потратила денег на наряды. Она купила себе две хорошие картины, в чем проявилась художественная натура. Недаром сын Насти – художник». Имя этой простой женщины упоминается в книгах А.В. Наумова «Русский крест графа Медема» и «Графы Медемы. Хвалынская ветвь». С первого взгляда на экспонируемое произведение ясно, что перед нами человек нелёгкой судьбы, тонко и деликатно художник изложил «драматизированное жизнеописание» героини портрета. Лаконичными художественными средствами художник достигает значительной жизненной убедительности и эмоциональной выразительности образа. Композиция портрета предельно проста. Модель дана погрудно, максимально приближена к зрителю, замкнутое пространство вокруг неё и темная, без декора одежда позволяют сконцентрировать зрительское внимание на волевом лице. В решительном повороте головы, остром, устремлённом вдаль взгляде, сомкнутых в суровой сдержанности губах «читается» сильный характер и чувствуется печать тяжёлых испытаний.

Экспрессию запечатлённой модели в значительной мере формирует избранный автором характер освещения. Боковой свет отчетливее выделяет черты лица, усиливает напряженность, создавая контраст затенённой половины и более освещённой, и вкупе с преобладающей в портрете темной тональностью драматизирует образ. Розоватый цвет косынки и накинутая на плечи шаль придают мягкость и душевную теплоту строгому облику и «говорят» о доброте изображённой женщины.

«Портрет! Что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже!» - это восхищение Шарля Бодлера можно отнести и к посвящению матери Георгия Ивановича Лбова!

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"