Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Выставка «Из новых поступлений»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

  • Выставка «Из новых поступлений»
На выставке представлены графические работы четырёх художников, поступившие в фонды художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина в дар за последние пять лет – балаковского художника С.Г. Серова, екатеринбургских художников Т.М. и А.В. Степановых и энгельсской художницы Н.И. Галкиной.

Музей пополнился станковой и книжной графикой нашего земляка, замечательного художника С.Г. Серова (1948-2014). 37 графических книжных и станковых работ были переданы вдовой художника Ирины Михайловны Серовой. До этого поступления творчество С.Г. Серова в коллекции музея было представлено живописными работами различных жанров. Художник известен в основном как живописец, хотя по образованию Сергей Георгиевич книжный график, он закончил факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института. Серов - превосходный рисовальщик, увлекающийся рассказчик, вероятно, эти качества, а главное – любовь к классической литературе, проявились в выборе факультета и в тематике картин Серова, где всегда важен литературный или философский подтекст. Часто имя художника-иллюстратора остаётся в тени автора книги, а ведь мы любим и запоминаем книгу не только благодаря содержанию, но несём по жизни её визуальный образ. В целом выставка даёт представление о влиянии на станковую форму опыта иллюстрирования: он расширил не только технические возможности Сергея Георгиевича Серова, но и сюжетную составляющую его живописного багажа.

Во время учёбы и позже Сергей Георгиевич сотрудничал с Приволжским книжным издательством. В его творческом «портфеле» книжного иллюстратора около 30 наименований книг: «В списках не значится» (Б. Васильев. 1975), «Заката светлая звезда» (В. Шабанов. 1984), «Шквал» (Федулов. 1988), «Весна наступает не сразу» (В. Черников. 1988), «Мы – мужчины» (Л. Фомин. 1985) и др. Многие оригиналы иллюстраций, обложек этих книг можно видеть на выставке «Из новых поступлений» К сожалению, разница между произведением художника и техническим воплощением его оригиналов велика. Оригиналы, как правило, превосходят издательскую продукцию. В этом можно убедиться и на нашей выставке, где наряду с оригиналами представлены в витрине и сами книги.

Как правило, рисунки Сергея Георгиевича - не подстрочное иллюстрирование, он любит свободное фантазийное рисование. Вероятно, именно из-за этой возможности «поиграть» с текстом, он считает лучшей своей работой в области книжной графики серию книг ульяновского краеведа А.Н. Блохинцева о великих людях «И жизни след оставили своей…» (1985). Книги этой серии посвящены отдельным замечательным личностям – дворянам, разночинцам, поэтам, декабристам, писателям, интеллигенции 20 века, прославившимся в истории Симбирской губернии и страны, поэтому Сергею Георгиевичу было интересно окунуться в разные эпохи. На выставке представлены иллюстрации, фронтиспис и миниатюрные рисунки-заставки к главам одной из книг этой серии, выполненные тушью и пером. Они отличаются эмоциональностью позы, жеста героя, придающим изображению выразительность.

Серов работал в разных техниках: тушь, акварель, карандаш – и все они представлены на выставке. Более ранние иллюстрации, например, к книге Б. Васильева «В списках не значится» (1975) своей законченностью, композицией больше напоминают станковую графику, тогда Сергей Георгиевич только начинал входить в сложный мир книжной графики, но позже, после окончания института, в свой самый плодотворный (в смысле изданий) период, он начинает постигать её сложный организм. Книга становится для Серова не только набором каких-то репродукций, напечатанных отдельно от текста и обложки, он начинает продумывать весь книжный «организм».

Иллюстрации Серова к книгам для подростков, которые познают окружающий мир, часто «многословны», с обилием исторических деталей, любовью к ветвистой сложной, прямо-таки орнаментальной линии, как в книгах В.В. Шабанова «Заката светлая звезда» (1984). При работе над книгой Сергей Георгиевич, вероятно, вспоминал и свои подростковые пристрастия к изображению многолюдных битв, где изображал не только воинов в различных позах, но и детали оружия, военного обмундирования. Старшие школьники любят «рассказывать» в своих рисунках и Сергей учёл это в своих иллюстрациях.

К сожалению, в конце 1980-х вместе с рухнувшей страной многие государственные издательства стали исчезать. Потребовалось десятилетие, чтобы на их месте появились небольшие коммерческие издательства, где правит бал, как правило, не искусство книги, а рубль. С.Г. Серову пришлось надолго забыть о книге. В это время наряду с живописью он активно занимался станковой графикой. Часто это подготовительные рисунки к живописным работам. На выставке представлено несколько таких рисунков к картине «Август» (1980) и «Сад» (1993).

Екатеринбургские художники, супруги Степановы – давние друзья музея. Они подарили музею две пастели с изображением рыб и два роллинга-эстампа – изобретённой ими новой техники рисования с помощью строительных валиков – «Домик» (2008) и «Утро-вечер…» (2008). Если в пастелях подкупающий реализм и узнаваемость, то в роллингах - трогательная простота, элементы наива, преображающего мир в заразительные образы радости, художники открывают праздник жизни в незатейливых мотивах.

Н.И. Галкина – одна из участниц многолетних детских хвалынских пленэров. Она привозила одарённых детей из Энгельсской школы искусств, где много лет преподаёт. На выставке представлена, подаренная художницей, пастель с изображением старых хвалынских мельниц, которые Наталья Ивановна наделила не только «портретным сходством», но и почти человеческими качествами – они по-стариковски строги и чопорны.

Графические работы выставки расширяют не только «географические» границы музейной коллекции, но главное – дополняет её разнообразием техник и художественных приёмов.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"