Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Гравюра В.Н. Морковина «Коллекция редкостей». Проект «Выставка одной картины»

Автор:  Грибанова Марина Владимировна

  • С.Н. Морковин. Коллекция редкостей. 2000
02.07.2019  —  31.07.2019
С 2 июля по 31 июля 2019 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н.Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу Морковина В.Н. (1954) «Коллекция редкостей» 2000 года (бумага, смешанная техника, 14х25,3 (оттиск); 34,4х46,6 (с рамой).

Морковин Вячеслав Николаевич родился 29.09.1954 в Саратове. График, живописец. Учился в СХУ (1978-1982) у В.С Успенского, в Харьковском художественно-промышленном институте на отделении станковой графики (1982-1987) у В.Н. Вихитинской, Ю.М. Стаханова. Преподаёт в СГТУ с 2004.

Член СХ (1989). Участник конкурсов: Del bello Galleri (Канада, Торонто, 1992-1994, почётное место жюри конкурса); международных конкурсов графики «Cadagues» (Испания, Барселона, 1994-1996); «Bristol» (Англия, 1994, 1995). Участник городских, областных, зональных, республиканских, всероссийских, зарубежных выставок и хвалынских традиционных пленэров с 1990 года.

Сегодня гравюра – редкий гость на выставках, и этому есть немало причин. Хотя графика – самый древний вид изобразительного искусства, существующий и по сей день. Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер. Так, с помощью изображений человек в те далекие времена излагал свою мысль.

С появлением письменности графика стала носить чисто декоративный характер и широко применялась в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения или разъяснения текста. Стали появляться иллюстрации и в книгах, а затем рисунок вообще вышел за рамки книг. Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии, и распространение чёткого контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX – начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст черного и белого, но это не мешает использовать, в качестве дополнения к уже сложившимся мотивам, цвет. Цвет в графике не является главным, как например, в живописи, здесь он играет вспомогательную роль.

Иллюстрации к книгам, виньетки, обложки, журналы и газеты; их подготовка и исполнение раньше нуждались в работе профессиональных графиков. Но с появлением компьютерных технологий, таких специалистов и мастеров своего дела становится меньше. В их числе В.Н. Морковин, он один из немногих графиков, который продолжает применять в своей работе различные виды и технику. Он владеет редкими видами гравюры, как, например меццо-тинто. Именно в этой технике выполнена представленная на выставке «Коллекция редкостей». Меццо-тинто, как «сухая игла» и «мягкий лак» - виды углублённой гравюры на металле. Техника меццо-тинто, или так называемая «чёрная манера», основана на том, что вся поверхность доски предварительно зернится специальной качалкой, то есть делается шероховатой, и в оттиске даёт глубокий тёмный бархатистый тон. В тех местах, которые должны быть светлыми, шероховатости сглаживаются в той или иной степени. «Сухая игла» по оттиску часто напоминает офорт. Только вместо травления здесь применяется неглубокое процарапывание поверхности доски иглой или осколком алмаза. Техника эта проще офорта, но зато не дает такого разнообразия тонов и интенсивности цвета. Кроме того, при работе «сухой иглой» нельзя получить большого количества оттисков. Техника офорта заключается в следующем. Металлическая доска покрывается слоем кислотоупорного лака, и по нему иглой процарапывается рисунок. Затем доска погружается в смесь азотной и соляной кислоты. Отсюда название «офорт». При этом доска протравливается только там, где лак процарапан. По желанию художника разные места могут быть подвергнуты более или менее длительному травлению. Соответственно различной будет и глубина образовавшихся в доске борозд. Глубокие борозды дадут на оттиске более темный штрих, а мелкие -- более светлый. После травления лак смывается с доски, и затем с нее делают оттиски так же, как с досок резцовой гравюры. Художник применяет и такой вид печатной графики, как ксилография - гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

Представленная на выставке работа «Коллекция редкостей» представляет XVIII лист из цикла с таким названием. В художественно-мемориальном музее хранятся ХV и XVI листы из этого цикла. Все листы выполнены в смешанной технике (меццо-тинто и «сухая игла») с нанесением на оттиск двух цветов – бледно-зелёного (нанесённого пятнами без связи с предметами по поверхности всего листа) и розового (в рефлексах на предметах первого плана). На гравюре изображён натюрморт из 16 предметов, разложенных на плоскости стола. В центре композиции - скульптурное изображение мужской античной головы, возможно, Моисея. Слева от неё изображение Напрестольного Евангелия, левее - изображение древней рукописной (на это указывает стоящая рядом чернильница с гусиным пером) книги в виде кодекса (сшитая из отдельных листов пергамента), за ней изображение атрибутов христианской религии - двух Крестов-Распятий на подставках округлой формы, потира и чаши для причастия. Слева и справа изображение языческих каменных скульптур – поясное изображение бабы со сложенными на груди руками и сидящего на коленях мужчины с колодкой на шее. Перед ними изображение золотых, украшенных чеканным орнаментом, металлических (возможно, золотых скифских) браслетов. На первом плане изображение трёх раковин разных видов: рапаны, створки моллюска, наутилуса и аммонита.

Зрителю предлагается некая игра – отталкиваясь от реальных качеств объекта, найти путь сложных ассоциаций. Символы – это средство, осуществляющее соединённость, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность. Если обратиться к языку символов и аллегорий в натюрморте, то некоторые из них можно трактовать следующим образом: различная религиозная атрибутика напоминает нам о разнообразном существовании религий на земле, а изображение морских раковин, имеющих форму спирали, указывают на эволюционные процесс во Вселенной. Раковина олицетворяет устоявшийся порядок в мире. В «Коллекции редкостей» художник представляет атрибуты различных цивилизационных витков, которые отличаются друг от друга историей, языком, культурой, традициями и, самое главное, религией. Художник даёт зрителю повод задуматься: несмотря на существование различных философских идей и религиозных догм у разных народов и в разные эпохи, между ними можно обнаружить общий стержень, т.е., вся суть мировых религий и философских концепций приводит к тому, что фактически люди говорили об одном и том же, только по-разному интерпретируя. Разные религии должны не разделять людей, а, скорее, объединять их, поскольку все они двигают человека к главной цели – духовному развитию.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2019 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"