Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Выставка фото-инсталляций О.А. Хрулёвой «Следуй за белым кроликом»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

15.05.2019  —  30.06.2019
В художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина 15 мая открылась необычная для провинции выставка фото-инсталляций О.А. Хрулёвой «Следуй за белым кроликом». Всё-таки на периферии привыкли к традиционным видам и жанрам искусства и это, пожалуй, первая выставка, которая знакомит зрителя с современным подходом в фотоискусстве. Ольга Александровна с юных лет увлекалась фотографией, причём редким в ней «портретным жанром». Основная масса фотографов-любителей, покорённых красотой окружающего хвалынского ландшафта, становятся «пейзажистами». И хотя верность портретному жанру у нашей экспонентки сохранилась, но она сумела обогатить его новыми «обертонами» - стала создавать на фотографиях «кукольные» миры. Эти фото-инсталляции и представлены на выставке. С некоторых пор Ольга Александровна стала коллекционировать авторскую игрушку и необязательно куклы, хотя и они есть в коллекции, но и представителей анималистического мира и даже предметы – дома, замки, мебель, созданные в миниатюре по «взрослым» образцам. Со временем из этих предметов стали создаваться стройные композиции на темы книг, как, например, «Алиса в стране чудес», но какие-то представители коллекции не вписывались в «писательские сюжеты» и «требовали своего» мира. Так стали выстраиваться «декорации» для героев коллекции и фиксироваться на фотографиях. Сама автор фото-инсталляций говорит о своём увлечении так: «Почему?... Тысяча почему. Почему мне это нужно. Почему из миллиона красивых кукольных мордашек ты выбираешь непонятно что (или кого) и не можешь оторвать от этого нечтА восхищённый взгляд. А потом кукольное нечто начинает жить своей жизнью, уже являясь частью твоей, человеческой. Мы реагируем на то, что близко нам, что волнует и вызывает эмоции. Авторская кукла может быть какой угодно, но какой она точно не бывает – скучной и посредственной. В моём детстве не было авторских кукол. В восьмидесятые даже импортный мягкий пупс с большими глазами был несбыточной мечтой. Нет, справедливости ради стоит сказать, что кукол у меня было много, только играла я с ними мало. А вот книжек с очень красивыми картинками, журналов с фотографиями, пакетов с виниловыми пластинками было много. Были коробочки, винтики-шпунтики, были клей и ножницы. Стыдно признаться, сколько книг я перепортила, вырезая очередную «красивую девочку», поселяя её в очередной «замок» из похищенных у мамы коробочек из-под духов. Ко всему этому добавлялся ночник, книжка-ширма и сказка был готова. Она была моей и для меня… Маленькая девочка потрошила книги, пластинки (пакеты – это песня, картон хорошего качества, вырезанные «девочки» могли самостоятельно стоять), таскала у мамы коробочки, у папы – гайки, болты и прочий «утяжелитель». Странно, но по наитию, ребёнок создавал интересный игрушечно-сказочный мир. Потом, конечно, он уступил место другим занятиям. Но то, что каким-то непостижимым образом было заложено в детстве, рано или поздно «выстрелит». Оно «стреляло» всегда – в доме поселялись странные фигурки, непонятный, но интересный хлам. А потом взяла и поселилась Джульетта. Это Слон женского пола. Художник известный и дорогой, но помесь непонятного жука с непонятным слоном никто не покупал. Видимо, давно. Слоняша досталась мне очень дёшево. Боги мои, какие глаза… Девочка приехала безымянной и стала Джульеттой. Скоро у неё появился Ромео, правда он был олень и Винсент по паспорту. Я не выбирала их, они сами выбрали меня в хозяйки. А затем требовали комфортного проживания: кому-то для этого необходимо было кресло времён молодой королевы Виктории, кому-то – минималистический стул, один капризный и плаксивый эльф потребовал гриб и тыкву.

Потом кукольная братия начала позировать перед объективом. И так это было удачно, что они вытеснили человеческих моделей. В результате этого рождаются не просто фотографии, это скорее иллюстрации к любимым произведениям, то, что было необходимо сделать за испорченные в детстве книги.

Тысяча почему. И самый простой ответ - я люблю их. Это мой мир, моя вселенная, в которой живут гармония, красота, добро и трепетное отношение к чуду. Они сами выбрали мой дом, поселись в нём, а главное - в моей жизни, раскрасив её потрясающими сочетаниями цветов.

Они подарили мне, не умеющей рисовать, возможность создавать удивительные иллюстрации к удивительным книгам».

«Вселенные» Ольги Хрулёвой могли преображаться: менялись декорации, окружение. Ведь игрушка – универсальная модель, с её помощью возможно воссоздавать любые объекты. Игрушка – особым образом организованное подражание. Подражание в игрушечном мире отличается от полного копирования черт того, чему подражают. Это своеобразное подражание: во-первых, оно уплотнённое, концентрированное, во-вторых, игрушечный мир воспроизводит образ мира, свободного от бессвязанности и беспорядка. Человек, позирующий Ольге Александровне для портрета, обладает собственной волей, он часто непокорен и навязывает своё видение себя, а куклы и предметы подчиняются нам беспрекословно. В каком-то смысле, создавая игрушечный мир, О.А. Хрулёва становится «демиургом» его. И хотя Ольга Александровна создаёт гармоничный мир, но его «совершенство» в кавычках, так как оно своеобразно. Игрушечное совершенство есть не совершенство прекрасного, а, скорее, «совершенство» комического. Все мы помним стихотворение Агнии Барто о медвежонке с оторванной лапой: для детей любимая игрушка не та, что совершенна, а та, что «нуждается» в ребенке. Вот и «миры» О.А. Хрулёвой требуют завершения в действии, домысливания – своеобразных «игр разума». Именно поэтому на выставке существует несколько циклов с использованием одной игрушки, например белого кролика, Алисы или эльфа, но и зритель может включиться в преобразование этих миров.

Игрушка помогла Ольге Александровне и нам зрителям вспомнить яркость детских синестетических впечатлений, т.е. смешанного восприятия, которое позволяет чётко связывать предметы или образы посредством нескольких чувств – совмещать цвета и звуки, соединять вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения. Неслучайно в фото-инсталляциях О.А. Хрулёвой наряду с игрушками присутствует зефир и орехи, перламутровые раковины и духи, грибы с маслянисто-гладкими шляпками и шоколад. В детстве многие из нас склонны к синестезии, которая с возрастом тускнеет, стирается. Игрушка и является таким предметом, который действует синестетически на ребёнка, она воздействует на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные ощущения, наиболее целостно запечатлевает реальность. Таким образом, Ольга Александровна, оказавшись в социальном «взрослом» пространстве, через погружение в игрушечный мир, «вспоминая» яркость детских синестетических впечатлений, находит пути к целостности. В этом смысле можно говорить об игрушке как о важном факторе экологии человека.

Нам, сотрудникам музей К.С. Петрова-Водкина, эта выставка показалась интересной с точки зрения погружения в творчество и нашего «героя». У К.С. Петрова-Водкина в 1937 году вышла детская книжка «Фрукты и ягоды», состоящая из одиннадцати натюрмортов, на которых «действующими лицами» были игрушки – куклы, мишка, зайцы, слонёнок, кошка, обезьянка, собачка, ослик, лошадка - активно взаимодействующими с фруктами и ягодами: зайчиха варит варенье из малины, лошадка привезла вишню, кукла готовится мыть клубнику в тазике, другая - угощает кошку красной смородиной и т.д. Эта книжка не имеет текста, она предназначена для совсем маленьких детей, открывающих для себя мир. И погружаясь в «игрушечные миры» Ольги Александровны, мы стали глубже понимать и игрушечные мотивы в натюрмортах К.С. Петрова-Водкина, который также концентрированно представлял окружающее во взаимосвязях, помогая ребёнку воспринимать мир в действии.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2019 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"