Электронный
каталог
Версия для
слабовидящих
A A A

На научной конференции в Хвалынске особый интерес вызвали доклады о философских воззрениях Петрова-Водкина

  • На научной конференции в Хвалынске особый интерес вызвали доклады о философских воззрениях Петрова-Водкина

23 – 24 августа 2018 года в г. Хвалынске Саратовской области прошла всероссийская научная конференция, посвящённая жизни и творчеству великого русского художника Кузьмы Петрова-Водкина и приуроченная ко 140-летию со дня его рождения.

Это восьмая по счету конференция, которая вот уже много лет традиционно проходит на родине Петрова-Водкина в Хвалынске и собирает искусствоведов, художников, историков, краеведов, реставраторов, музейных и архивных работников из разных городов России.

В этом году свои доклады на конференции представили исследователи и горячие поклонники творчества нашего знаменитого земляка из Хвалынска, Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Кургана, Ставрополя, Пскова, Тюмени.

Эту конференцию, как и все предыдущие, организует и проводит художественно-мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина - филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева при поддержке администрации Хвалынского муниципального района.

Приветствуя гостей и участников конференции в зале местного Дворца культуры, глава Хвалынского района Алексей Решетников напомнил, что две юбилейные даты – 90 лет Хвалынскому району и 140 лет «гению места» Петрову-Водкину – легли в основу программы третьего всероссийского фестиваля «Хвалынские этюды Петрова-Водкина», который проходит в эти дни на хвалынской земле.

О космической связи художника со своей малой родиной, о необходимости изучения его наследия, продолжении традиций говорили генеральный директор Радищевского музея Людмила Калинина и внучка Петрова-Водкина Зинаида Барзилович, приехавшая на конференцию из Санкт-Петербурга со своим супругом Александром Барзиловичем.

Разнообразные, оригинальные, глубокие доклады, прозвучавшие на конференции, были объединены общей темой, сложность которой значительно подняла планку всего этого научного форума: «К. С. Петров-Водкин как интегральный символ в искусстве и социокультурных процессах. История, современность, перспективы».

А самое главное - конференция была бы неполной, если бы не вышла за рамки деловой программы и ограничилась только докладами в стенах Дворца культуры. Живая хвалынская природа, меловые горы и просторы Волги, особая дымка в хвойном лесу, запах полыни, высокое небо, все цвета и краски Петрова-Водкина и, наконец, знаменитая сферическая перспектива, открытая им здесь, стали не просто иллюстрацией к серьезному научному событию, а самой его сутью, содержанием и душой.

За два дня конференции ее участники побывали в доме-музее великого живописца - уютном красивом домике под старой ивой на центральной улице Хвалынска, в картинной галерее, где в дни фестиваля открылась выставка «Друзья», совершили прогулку на теплоходе по Волге, прошли лесной тропой хвалынского национального парка, поднялись на Попову гору, откуда до самого горизонта раскинулись виды, словно сошедшие во всей своей волшебной красоте с великих живописных полотен. Эти картины природы когда-то так поразили юного Кузьму, что потом он снова и снова возвращался памятью сюда и воссоздавал на своих полотнах эти холмы, простор, звенящий воздух, высокое небо.

На старом кладбище Хвалынска гости конференции поклонились могиле матери Кузьмы Петрова-Водкина Анны Пантелеевны.

Большой интерес у участников конференции вызвали и другие мероприятия, проходившие в Хвалынске в рамках фестиваля «Хвалынские этюды Петрова-Водкина». Все они так или иначе были связаны с именем великого земляка и представляли творчество художников разных поколений.

Гости увидели выставку цифровых работ современного автора Алексея Андреева «Живописный символизм. Цифра», приняли участие в презентации новой книги «Живописный символизм. Услышать голос саратовской школы» художника, педагога, одного из основателей хвалынских пленэров Владимира Мошникова, познакомились с новыми работами молодых участников хвалынских пленэров и с выставкой графики «Петров-Водкин и все, все, все...», представленной Государственным центральным музеем современной истории России.

По окончании конференции и фестиваля организаторы и гости поделились впечатлениями о прошедших событиях.

Валентина Бородина, заведующая Хвалынским художественно-мемориальным музеем Петрова-Водкина – филиалом Радищевского музея:

- Конференция прошла хорошо, я довольна. Проводим мы ее уже в восьмой раз, казалось бы, накоплен достаточный опыт, а всегда сомневаешься, удастся ли собрать людей, внести какую-то новизну, сделать открытия в темах, подходах. Несмотря на то, что по Петрову-Водкину было много исследований, он остается до конца не изученным, не понятым. Это художник, который опередил свое время. И на этой конференции все отметили, что от сообщений локальных, посвященных частным проблемам творчества, перешли, не сговариваясь, каждый по-своему, к философским обобщениям, к новым открытиям. Спасибо всем, кто помог нам в организации конференции и кто постоянно помогает музею Петрова-Водкина, вместе мы делаем очень важное дело.

Зинаида Барзилович, внучка Петрова-Водкина, г. Санкт-Петербург:

- Петрову-Водкину досталось сложное, искореженное время. И при жизни, и после его смерти отношение к его творчеству было разным – от мирового признания до полного забвения, неприятия. Радует, что сейчас наблюдается активный интерес к Петрову-Водкину, я вижу попытки переосмысления его творческого и философского наследия. Конференция прошла интересно, у нее большой потенциал. Я нисколько не сомневаюсь в том, что такие конференции надо проводить именно на родине художника, в чудесном провинциальном Хвалынске. Может быть, формат немного поменять. Я бы хотела видеть конференцию творческую, чтобы она была дополнена неким педагогическим вариантом, рассчитанным на начинающих художников. На общение с яркими специалистами, которые есть в городе и у которых установилась буквально космическая связь с Кузьмой Сергеевичем. Это было бы очень полезно для молодых. Задать некий правильный вектор для их развития, для поиска. А может быть, дать ключ к пониманию каких-то сложных вещей в живописи.

Елена Грибоносова-Гребнева, кандидат искусствоведения, научный сотрудник кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва:

- По сравнению с прошлой конференцией, в которой я участвовала пять лет назад, здесь было больше докладов философского, мировоззренческого характера. Новые исследования о религиозных взглядах Петрова-Водкина, философии пространства, системе его представлений о мире и месте в нем человека позволяют говорить о более высоком уровне, на который выходит конференция в Хвалынске.

Александр Барзилович, составитель книги о К. С. Петрове-Водкине «В центре жизни жизней. Статьи и воспоминания», г. Санкт-Петербург:

- Книга, которая сейчас готовится к выходу из печати, посвящена Петрову-Водкину как человеку, который жил в сложное послереволюционное время. В основном она построена на воспоминаниях его дочери, родившейся в 1922 году. Книга охватывает как раз этот период с 1922 года и до самой смерти в 1939 году. Здесь собраны воспоминания о нем других людей, три больших выступления самого Кузьмы Сергеевича. Мы нашли в архиве много интересных, нигде до этого не публиковавшихся материалов, его рисунков, заметок. Книга богато иллюстрирована и будет, я надеюсь, интересна для читателей. Мое выступление на конференции как раз и было основано на материалах из этой книги. Что касается в целом изучения Петрова-Водкина, то я считаю, что настоящего, полного исследования его творчества еще нет. Есть хорошие статьи, книги о нем, но главная книга о Петрове-Водкине еще впереди.

Лидия Краснопёрова, старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Радищевского музея, г. Саратов:

- Валентине Бородиной, главному организатору и научному руководителю конференции, как всегда, всё удалось. Каждому участнику было ясно, какая огромная проделана подготовительная работа. Высокий профессиональный уровень отличал не только доклады и саму программу конференции, составленную очень вдумчиво. Чего стоит хотя бы завершение работы! Усталость и напряжение были мгновенно сняты, когда темой последнего доклада стали работы детей и на экране появились их рисунки, сделанные в Хвалынске.

Конференция показала, что в изучении творчества Петрова-Водкина еще много белых пятен. На этот раз особое внимание было уделено его религиозным взглядам, которые сильно повлияли на творчество художника, определили не только глубину содержания, но и форму его искусства, видение пространства. Как следовало из выступлений, Кузьма Сергеевич общался с широким кругом современников, многие из которых позировали ему для портретов и картин.

Стоит сказать и о культурной программе, насыщенной и разнообразной. Разумеется, неутомимая Валентина Бородина ничего не передала попечению помощников, всюду работала сама.

Несомненно, конференция стала ярким событием культуры далеко не провинциального масштаба.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"    
 
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2018 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"