«Сохраняя и приумножая… Отечественная графика второй половины XX – начала XXI века. Из поступлений 1996–2016»

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной работе

10.08.2018  —  28.10.2018
Телефон:  (8453) 55 78 87

В рамках выставочного проекта «Графический альбом Радищевского музея» в залах Энгельсской картинной галереи представлена экспозиция «Сохраняя и приумножая… Отечественная графика второй половины XX – начала XXI века. Из поступлений 1996–2016». Она адресует посетителей «левобережного» филиала к большой выставке из фондов Радищевского музея, проходившей в саратовских залах немногим более года назад, посвящённой одному из самых традиционных и по-прежнему востребованных выставочных жанров – «новым поступлениям». Этот тип выставок привлекателен предоставляемой зрителю возможностью оценить современный этап музейного коллекционирования, увидев многое из того, чем пополняются музейные «запасники» в наши дни.

Разделом коллекции, существенно обогащённым за два последних десятилетия, стала графика второй половины XX века. В состав выставки вошли одни из лучших музейных листов этого периода, главным образом, 1960–1980-х годов, а также графика начала XXI столетия, фонд которой только формируется.

Экспозиционный ряд двух небольших залов построен на разноплановом сопоставлении работ известных саратовских, московских графиков, а также представителей петербургской и владимирской школ: Н.П. Семёновой, А.Т. Крицкого, В.А. Солянова, В.Г. Евграфова, В.Н. Морковина (Саратов), Т.Д. Ковригиной, Д.А. Белоцветова, А.Б. Юмашева (Москва), Г.К. Малыша (Санкт-Петербург), В.И. Рузина (Владимир).

Своеобразной «точкой отсчёта» здесь стало имя К.А. Клементьевой – прекрасного мастера старшего поколения, биографически связанного и с Саратовом, и с ленинградской художественной школой. Её поздний женский портрет «В старинном костюме» (1978) – благородный, чуть отрешённый, вневременной образ, обозначающий важнейшую связь в искусстве – прошлого и современности.

Круг выставочных работ позволяет расставить тематические, жанровые, стилистические акценты, которые помогают, даже в самых непохожих друг на друга листах, безошибочно узнавать произведения позднесоветского и постсоветского времени.

Концентрация в обоих залах разнообразных натюрмортов («Сирень» А.Б. Юмашева, «Гвоздики» и «Тюльпан» Н.П. Семёновой, «Букет», «Красный кувшин», «Натюрморт с бокалом» Т.Д. Ковригиной, «Степные тюльпаны» В.А. Солянова) лишь подтверждает неизменную и заслуженную популярность этого жанра у художников. Трудно предположить руку одного автора в мощном, фактурном «Красном кувшине» и утончённом, с вибрирующим фоном «Букете» Т.Д. Ковригиной, уверенно владеющей спектром графических техник. Легчайшие прикосновения офортной иглы, создающей изображения в виде кружевных узоров, мерцающих на белом фоне бумаги – визитная карточка авторской манеры Д.А. Белоцветова, в самой фамилии которого – и белизна, и ароматный флёр его графических композиций («Рига. Цветы», «Старая Москва»).

Яркость южного кавказского колорита проступает в контрастных «жарких» цветах дагестанских линогравюр А.Т. Крицкого. Они – о размеренной жизни горного аула, напоминающей бесконечное движение гончарного круга («Сумерки», «В ауле гость», «Балхарки»). Возможно, красный кувшин с натюрморта Ковригиной – как раз одно из рукотворных изделий балхарских мастериц. Звучность цветовых аккордов – характерная черта композиций Н.П. Семёновой, выполненных яркой масляной пастелью («Гвоздики», «Тюльпан», «Входы», «Лесная Неёловка»). Рядом с ними тонкие акварели А.Б. Юмашева – легендарного лётчика и, при этом, одарённого художника – кажутся ещё более прозрачными («Сирень», «Деревья»).

Естественным для выставки является явное преобладание мотивов, связанных с саратовским городским ландшафтом, местной природой и, в первую очередь, – с любимой Волгой. Монохромные офорты В.Н. Морковина («Троицкий собор», «На выгоне. Старый Саратов») и Н.П. Семёновой («Саратов. Набережная») с их величаво-романтизированным панорамным охватом пространства вступают в неожиданный диалог с цветными линогравюрами Семёновой из серии «Волжская новь» и камерными по размеру и мотивам листами В.Г. Евграфова из серии «Волжский район», в которой бережно собраны «осколки» старого города. Образы Моста на выставке в Энгельсе звучат особенно актуально, поскольку символизируют единое художественное пространство двух находящихся на разных берегах музейных зданий и, в целом, двух городов, омываемых Волгой.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений