A A A

Помпейские фрески. Цикл «Оригинал. Копия. Подделка. Готовимся к выставке вместе»

Древнеримские фрески I века нашей эры

На выставке «Оригинал, копия, подделка» мы сможем увидеть два фрагмента античной настенной живописи, которые хранятся в запасниках нашего музея. Именно они станут точкой отсчёта как самые ранние памятники искусства в хронологических рамках выставки.

Один из двух фрагментов происходит из города Помпеи, погибшего под лавой и пеплом при извержении Везувия в августе 79 года нашей эры. В результате археологических раскопок, начавшихся в середине XVIII столетия, на месте города образовался обширный музей под открытым небом. Сохранившиеся стены домов в своё время были украшены фресками. На протяжении долгих раскопок фрески разными способами снимались со стен и расходились по всему миру. В книге «Образы Италии» русский писатель и искусствовед Павел Муратов в начале XX века замечает: «Один за другим обходит эти дома путешественник, не раз сожалея о бесчисленных предметах быта и остатках живописи, перенесённых в Неаполитанский музей». Можно добавить, что в настоящее время фрагменты помпейских фресок можно найти не только в Неаполе, но и во многих музеях мира: Лувре, Лондонской национальной галерее, музее Метрополитен.

Фрагмент был найден скульптором М. М. Антокольским в 1872 году в Помпее и подарен А. П. Боголюбову для Радищевского музея.

Технологические исследования микропроб, произведённые В. П. Голиковым (Москва), сравнительный анализ с эталонными образцами, предоставленными Неаполитанским археологическим музеем, подтвердили подлинность фрески. В её красочном слое обнаружены характерные для помпейской живописи минеральные пигменты: кальцит, киноварь, гематит, охра. В античности была широко распространена техника письма по сырому известковому грунту. Связующим элементом красок был углекислый кальций. Он образует прозрачную стекловидную структуру, которая пронизывает все слои фрески. На поверхности образуется плёнка, закрепляющая грунт и красочный слой росписи и предохраняющая его от внешних воздействий. На выпуклых местах обнаружены признаки термического воздействия: частицы сажи и следы выгорания.

По небольшому фрагменту определить сюжет трудно. Мы знаем, что в росписях часто изображались боги - олимпийцы. По предположению исследователя, искусствоведа Л.В. Пашковой, это могли быть три основных представительницы римского пантеона: Венера, богиня красоты, которую было принято изображать обнажённой, Минерва, символ мудрости, покровительница дома и Юнона, хранительница семейного очага.

Вторая фреска представляет законченную сцену. По технологическим качествам фрагменты идентичны. Если происхождение первого нам известно, то второй только предположительно можно связать с Помпеей. По мнению исследователей, он может происходить из Рима. Этим объясняется знак вопроса у слова «помпейский».

Фреска была привезена в музей краеведами А. и В. Леонтьевыми в 1927 году из усадьбы Орловых-Котляревских Отрадино Саратовской губернии.

Искусствоведом Л.В. Пашковой (Саратов) исследовался сюжет изображения. В центре, в светлом хитоне, с шишкой пинии в высоко поднятой руке - Вакх, бог вина и виноделия. Его фигура поэтому намного превосходит других персонажей своими размерами. Современного человека может смущать женственный облик Вакха, облачённого в свободное одеяние его жрицы - менады, вакханки. Это явление объясняется знатоками античной мифологии тем, что среди участников праздничной церемонии было много женщин. В наибольшей степени скованные условиями семейного быта, они стремились хоть на время освободиться от ежедневных забот, забыться в экстазе вакхической мистерии. Менады – значит безумные, обезумевшие.

Несомненно, что рядом с богом на низком ложе расположилась его супруга Ариадна. Изображение не позволяет определить, что она держит в руке? Светильник? Чашу с вином или шишку пинии, традиционный символ Вакха?

Сцена происходит в интерьере и, возможно, изображает подготовку к предстоящему празднеству. Отводя портьеру, сюда заглядывают две девушки, значит, совершается нечто важное, быть может, ожидается выход Вакха, начало мистерии.

В действии участвует каждый по-своему. Художник как бы остановил мгновение жизни. Благодаря этому мы погружаемся в атмосферу не совсем понятного действия.

Загадочна женская фигура справа. Эта героиня была определена как богиня красоты Венера, участница празднеств. Однако мы видим, что эта прекрасная женщина не склонна следовать призыву Вакха. Она погружена в состояние задумчивости, внутренне отделена от окружающего. Её голова покрыта в отличие от других участниц. Неизвестно назначение бытовых предметов - медного таза и ведёрка у её ног. Может быть, это матрона, служительница Минервы, обращённая к дому, целомудрию, воздержанию, труду. Вакху же и Венере сопутствуют утехи плоти, танец, музыка и пространство дикой природы, куда без сомнения устремятся участники мистерии.

Явно сопоставляется с образом матроны сидящая за её спиной вакханка, увлечённая игрой на духовом инструменте, непременном спутнике вакханалий. Противопоставление матроны и вакханки нередко встречается в античном искусстве.

Росписей в Помпее было очень много. Не всегда они создавались большими мастерами, но это не умаляет нашего интереса и восхищения. По справедливому замечанию П. Муратова, помпейские росписи привлекают не техническим совершенством: «Мифология и жанр помпейских фресок кажутся работой ремесленника, следовавшего за желанием дилетанта». Стремление современного человека прикоснуться к этому миру он объясняет так: «двойным в сравнении с нашим был... его объём природных сил...точно в самом ... солнце и воздухе ещё остались искры древней живительной силы».

Нам есть за что благодарить скульптора М. М. Антокольского, который отыскал в Помпее фрагмент росписи и подарил его А.П. Боголюбову для Радищевского музея; братьев А. и В. Леонтьевых, обследовавших в 1920-е годы разорённые дворянские гнёзда ради сохранения бесценных памятников культуры, которые дают нам возможность сегодня в Саратове прикоснуться к далёкому миру античности.

Литература:
Л.В. Пашкова. Два фрагмента античной стенной живописи из собрания музея. Музейное дело и художественное образование. // Материалы третьих, четвёртых, пятых Боголюбовских чтений. Саратов,2000, С.128-135 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"