A A A

Болонский мастер начала XVIII века. Минерва. Цикл «Оригинал. Копия. Подделка. Готовимся к выставке вместе»

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

Выставка «Оригинал, копия и подделка» отвечает интересам зрителей, постоянно задающих один и тот же вопрос: « А это у вас копия или оригинал?». В коллекции музея немало копий разного качества. На выставке они будут представлены наравне с подлинниками для сравнения, для тренировки нашего глаза. Прежде всего, нам важно понять, ощутить достоинства оригинала. В этом плане, хотелось бы заинтересовать зрителей небольшой картиной «Минерва», которая войдёт в экспозицию выставки. В настоящее время она находится в запаснике, хотя живописные качества произведения выдают руку первоклассного мастера. К сожалению, не только её автор, но и принадлежность к конкретной школе, венецианской, римской, болонской, пока определены лишь предположительно.

На картине изображена античная богиня Минерва, (у греков — Афина Паллада). Согласно мифу, она была дочерью Юпитера (Зевса) и вышла полностью зрелой из его головы. В Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной. Римские полководцы воздавали ей честь, благодаря за победу. Но, главным образом, Минерва почиталась как мудрая наставница ремесленников и художников. Она покровительствовала шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, — музыкантам; она наставляла женщин и руководила ими во всех занятиях. На нашей картине подчёркнута воинственность прекрасной языческой богини, с высоты Олимпа взирающей на дела человеческие.

Картина появилась в музее сравнительно недавно, в 1997 году. Она была передана Министерством культуры Российской федерации. К ней приложено Экспертное заключение, сделанное известным специалистом по итальянской живописи, профессором В.Э. Марковой: « Картина принадлежит итальянской школе, исполнена в начале XVIII века и является хорошим образцом живописи своего времени».

На выставке «Минерва» может послужить неким эталоном оригинальной живописи итальянской школы. В основе изображения лежит твёрдый рисунок, объёмная конструкция, знание анатомии. Владеющий основными навыками академического построения, автор работает свободно, уверенно. Выразительный ракурс головы, зоркая молниеносность взгляда дают возможность представить движение всего тела, ощутить его энергию. Обратите внимание, как усиливают мотив движения контрасты света и тени.

Манера живописи позволяет мысленно наблюдать, как ложится мазок за мазком, точно и артистично. Каждое движение кисти кажется осмысленным!

Краски замечательно согласованы. В те времена живописцы обычно сами готовили их, добиваясь нужного тона. Видимо, благодаря соблюдению технологических правил, живопись сохранила свежесть.

Экспертное заключение В.Э. Марковой содержит информацию о возможной принадлежности картины к конкретной школе: «Стилистические особенности произведения позволяют утверждать, что его автор работал в Болонье, где испытал влияние Джузеппе Марии Креспи. На это, в частности, указывает почти монохромный колорит картины, характеризующийся богатой разработкой полутонов, построение живописной фактуры, а также тип лица изображённой женщины».

Джованни Мария Креспи (1665-1747) был уроженцем Болоньи. Вслед за Рембрандтом, он изучал распределение света и тени на лице, подчеркивающее его пластическую выразительность и акцентирующее изменчивую внутреннюю духовную жизнь. Влияние искусства Дж.М. Креспи испытали многие художники XVIII века.

Является ли наша картина самостоятельным произведением или заготовкой для монументального полотна? Иногда до нас доходят фрагменты крупных произведений, вырезанные по какой-то причине и оформленные как отдельная картина.

По мнению эксперта, она «с давних времён находится в России, о чём свидетельствует исполнение дублировки и конструкция подрамника».

Созерцание этого произведения даёт хорошее представление об оригинальной, мастерской живописи. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"