A A A

«Вечная весна» Огюста Родена в Радищевском музее. Цикл «Оригинал. Копия. Подделка. Готовимся к выставке вместе»

Автор:  Щетина Мария Викторовна

В 1966 году Радищевский музей через посредничество Министерства культуры РСФСР приобрел одну из самых замечательных работ музейной коллекции – скульптурную группу Огюста Родена (1840–1917) «Вечная весна». Сюжет для нее скульптор заимствовал из поэмы древнеримского поэта Овидия «Фасты», в которой рассказывается о любви бога западного ветра Зефира и богини цветов Флоре.

Изначально «Вечная весна» задумывалась не как самостоятельная работа, а как часть большого проекта – монументальных дверей, украшенных барельефами для Музея декоративного искусства, который предполагалось построить на набережной д'Орсе. Этот проект так и не был осуществлен. Скульптурные группы и статуи, создававшиеся для него (в их число входил и знаменитый «Мыслитель»), получили право на независимое существование.

Широкая публика впервые увидела скульптурную группу «Вечная весна» в 1889 году в галерее Жоржа Пти на совместной выставке Огюста Родена и художника Клода Моне. Известные французские писатели, братья Эдмон и Жюль Гонкуры, познакомившиеся в это время с Роденом так описали свое впечатление: «Это человек с простыми чертами, светлыми мигающим глазами под болезненно красными веками, с длинной золотистой бородой, коротко остриженными волосами, круглой головой спокойного и настойчивого упрямца – именно таким я представляю себе одного из учеников Иисуса».

Выставка прошла с большим успехом, а скульптурная группа «Вечная весна» стала одной из самых популярных работ скульптора.

На основании скульптурной группы из собрания Радищевского музея кроме имени Родена, стоит еще одно клеймо – F. BARBEDIENNE, FONDEUR. Оно расположено на левом торце, поэтому немногие посетители музея обращают на него внимание.

Между тем имя Фердинанда Барбедьена (1810–1892) прекрасно известно всем знатокам и ценителям французской бронзы.

29 ноября 1838 года Ф. Барбедьен заключил с инженером Ашилем Колла (1795–1859) эксклюзивный контракт на коммерческое использование созданного им «Станка для уменьшения статуй» (Mashine a reduire). Это изобретение давало возможность снимать с оригинальных, чаще всего мраморных статуй точную форму для отлива в бронзе в уменьшенном масштабе.

Середина – вторая половина XIX века была временем становления богатой буржуазии. Для обустройства городских особняков и квартир, хозяева которых претендовали на репутацию людей «с хорошим вкусом», требовалось все больше предметов искусства. Согласно эстетическим требованиям того времени бронзовая скульптура примерно в метр высотой считалась непременным атрибутом фешенебельного дома, показателем престижа и богатства его хозяина.

Тиражирование скульптурной пластики впервые с необычайной прежде остротой подняло вопрос о том, что применительно к скульптурному произведению считать оригиналом, а что копией. Когда мы видим картину некоего художника, скопированную другим живописцем, мы без сомнений исключим ее из числа оригинальных произведений, как бы ни был искусен копиист. Снимая форму со скульптурного произведения, которое в отличие от плоской картины представляет собой трехмерную, т.е. объемную вещь, мы в любом случае сохраняем следы прикосновения рук автора, исполнившего эту работу. Поэтому в скульптуре понятие «копия» заменяют на выражение «отлив по модели...». Ценность, и соответственно цена, работы в этом случае зависит от того насколько профессионально снята форма, от качества отливки, патины, чеканки.

Именно точность воспроизведения оригиналов, четкость исполнения мельчайших деталей формы и качество бронзового литья позволили фабрике Барбедьена занять лидирующее положение на рынке художественной бронзы. Однако, высочайшее качество произведений фирмы Барбедьена неожиданным образом сыграли с предпринимателем злую шутку. Три раза – в 1845, 1848 и 1861 годах парижский фабрикант возбуждал судебные дела против пиратской деятельности литейщиков, которые выполняли отливки с продукции его фабрики. Показательно, что Ф. Барбедьен ни разу не смог отстоять свое авторское право: суд вынес решение, что «небольшие скульптуры, выполненные механическим способом для продажи и находящиеся в общественном пользовании, не могут быть защищены от использования для повторов».

Как правило, Ф. Барбедьен заключал контракты с авторами, которые уже получили у современников безусловное признание. Контракт с Огюстом Роденом на эксклюзивное право отливать его знаменитые работы «Вечная весна» и «Поцелуй» фирма Барбедьена заключила в начале 1890-х годов. На тот момент скульптор, находящийся в расцвете творческих сил, уже приобрел не только европейскую, но и мировую славу.

Важно отметить, что на выставке 1889 года «Вечная весна» была представлена в мраморе. Очертания контуров мраморной скульптурной группы словно бы растворяются в лучах солнечного света. Роден избегал слишком тщательной, «зеркальной» полировки поверхности камня, любил прибегать к контрасту между гладко обработанными формами и почти нетронутой, шершавой глыбой мрамора. В «Вечной весне» это особенно хорошо видно на изображении дерева: ствол и листва кажутся окутанными таинственным волшебным облаком, на которое бог западного ветра увлекает за собой прекрасную Флору.

В бронзе скульптурная группа производит совершенно иное впечатление. Четкий темный силуэт создает образ, наполненный энергией и действием. Характерная для материала четкая трактовка деталей обнаруживает в общении персонажей страстную напряженность.

Для фирмы Барбедьена контракт с Огюстом Роденом имел особое значение. Это был одним из немногих скульпторов своего времени, кто лично знал все тонкости технологии литейного процесса. Поэтому согласие Родена сотрудничать именно с фирмой Барбедьена подтверждало ее ведущее положение в этой области и одновременно было для нее прекрасной рекламой. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"