A A A

«ЭРОИКА» А.Г. Рубинштейна. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Автор:  Жукова Ирина Александровна - заведующий отделом хранения архивных материалов

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

В экспозиции выставки «Илья Репин. 50 шедевров мастера», в витрине, рядом с портретом Антона Григорьевича Рубинштейна, написанном художником в 1887 году, на обозрение публики представлен нотный автограф этого выдающегося пианиста, композитора и дирижера. В 1885 году он передал рукопись «Эроика. Фантазия для оркестра» своему близкому знакомому - художнику А.П. Боголюбову для Саратовского Радищевского музея.

Первая встреча Боголюбова и Рубинштейна состоялось в Париже, на одном из концертов, устраиваемых Обществом взаимного вспомоществования русских художников в Париже, основанном по инициативе Боголюбова в 1877 году. На вечерах Общества часто звучала музыка А.Г. Рубинштейна. В архиве Радищевского музея сохранилась программа одного из вечеров, состоявшегося 16 февраля 1884 года, на котором произведения композитора звучали в исполнении бельгийского скрипача Мартена Пьера Марсика и виолончелиста Анатолия Андреевича Брандукова, будущего профессора Московской консерватории.

На титульном листе партитуры присутствует целый ряд рукописных надписей. Чёрными чернилами в шесть строк выполнена надпись-посвящение: «Памяти генерала М.Д. Скобелева/ Эроика / Фантазия для оркестра / сочиненная/ А.Г. Рубинштейном/ соч.110.» Визуальное сравнение надписи с образцами подчерка и подписи музыканта, позволяют с большой долей уверенности сказать, что это «рука» Антона Григорьевича. Ниже и правее – автограф основателя Радищевского музея, засвидетельствовавший замечательный исторический факт: «Собственноручная рукопись автора, присланная на открытие Радищевского музея для хранения в специальной библиотеки его, 16 июня 1885 года. А. Боголюбов».

Партитура, до передачи её А.П. Боголюбову, была «озвучена» перед широкой публикой. «Эроика» исполнялась впервые 1-м симфоническим собранием под управлением самого А.Г. Рубинштейна в Петербурге 6 октября 1884 года, а 12 января 1885 года симфоническим собранием Императорского русского музыкального общества – в Москве. В феврале 1885 года рукопись была опубликована крупнейшим музыкальным издателем Петром Ивановичем Юргенсоном [Рубинштейнъ (А. Г.). Эроика. Фантазія для оркестра. (Соч. 110). Переложеніе въ 4 руки. 68 стр. 4°. М. (Изд. П. Юргенсона). 3 руб.].

Музыкальные критики назвали «Эроику» одним из удачнейших симфонических произведений Рубинштейна – по красоте мотивов и сильному настроению, «красивой, благородной по стилю оркестровой фантазией», написанной «как говорят, на смерть М.Д. Скобелева».

Смерть «белого генерала» имела широкий общественный резонанс. В жаркие июньские дни 1882 года вся Москва прощалась с героем, полководцем «Суворову равным». Похороны Скобелева носили небывалый торжественный характер и были поистине народными. А.И. Куприн вспоминал: «Как вся Москва провожала его тело! Вся Москва! Этого невозможно описать. Вся Москва с утра на ногах. В домах остались лишь трехлетние дети и ненужные старики. Ни певчих, ни погребального звона не было слышно за рыданиями. Все плакали: офицеры, солдаты, старики и дети, студенты, мужики, барышни, мясники, разносчики, извозчики, слуги и господа. Белого генерала хоронит Москва!». Памяти русского патриота посвятил своё сочинение А.Г. Рубинштейн.

На рукописи, между тем, по центру нижнего края титульного листа, стоит дата – «1849» (чернила). Что она означает? Цвет и степень выцветания чернил даты совпадает с рукописной надписью на обороте 1-го листа нотной тетради названия издательской музыкальной фирмы – «Verlag und Eigenthum von Bartholf Senff in Leipzig», основанной в 1844 году. Надпись «Памяти генерала М.Д. Скобелева …» выполнена чернилами немного другого цвета и намного «сочнее», что свидетельствует, на наш взгляд, о её более позднем происхождении. Об этом мы осмеливаемся сделать некоторые предположения.

Нотную тетрадь А.Г. Рубинштейн приобрел в Лейпциге, во время двухлетнего пребывания за границей с целью совершенствования своего музыкального образования. А, вернувшись в конце 1848 года (в декабре) в Россию, сделал в тетради первые музыкальные наброски произведения героического содержания, датировав начало работы – 1849-м. По правому краю обложки нотного автографа едва читается полустёршаяся авторская надпись карандашом на немецком языке – «Eroica / Fantasia/ …». [Едва ли, «чистая» нотная тетрадь хранилась и не использовалась до 1882 года – более тридцати лет!] Революционные события в Германии, ставшие главной причиной возвращения Антона Рубинштейна на родину, произвели на него сильное впечатление. Сходки и митинги, возведение баррикад на улицах Берлина глубоко взволновали двадцатилетнего юношу, (едва не принявшего непосредственное участие в событиях), что вполне могло получить отражение в его творчестве. В «автобиографических воспоминаниях» А.Г. Рубинштейн признавался, что вспыхнувшая в 1848 году в Берлине революция, отметившая начало новой эпохи – не только в политической жизни Германии, но и в её музыкальном прогрессе, вместе с тем, разграничивает и его собственную жизнь на две самостоятельные эпохи – до 1848 года и после него. Тетрадь с набросками «пришлась кстати» в 1882 году. Сочинение было завершено, и получило «порядковый номер» – «Opus 110». К слову, замечательно удавшееся, заключительное похоронное шествие взято композитором из его же Ор. 29 «Два похоронных марша», № 11, на что указывает биограф музыканта Ник. Финдейзен.

Но, из той же автобиографии А.Г. Рубинштейна мы знаем, что следствием неприятного инцидента на границе, случившегося в 1848 году, явилась утрата сундука музыканта, «до отказа» заполненного его нотными рукописями. Позднее он узнал, что незначительная часть автографов каким-то образом попала в петербургский музыкальный магазин М. Бернарда «Северный Трубадур», другая – к какому-то чиновнику-паспортисту, а бόльшая часть была продана с аукциона. Факт пропажи сундука делает уязвимой нашу «версию». Но, вполне возможно, что нотные рукописи находились и в другом багаже А. Рубинштейна.

Нельзя отбросить предположение, что дата «1849» не имеет отношения ни к композитору, ни к его сочинению. Как, впрочем, нелепо предполагать, что это сделал «некто», имевший доступ к тетради.

Эта «загадка» рукописи остаётся пока неразгаданной, что не делает её менее ценной и интересной.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"