Электронный
каталог
Версия для
слабовидящих
A A A

Выставка «Аллегория времени», серия «Графический альбом»

Автор:  Алексеева Вера Юрьевна - заведующий сектором

  • Выставка «Аллегория времени», серия «Графический альбом»
01.12.2017  —  18.03.2018

           Аллегория (от греческого – «иносказание») с древности была способом раскрытия в художественных образах различных идей и понятий. Как может быть изображено время – непрерывный поток человеческой жизни, бесконечное необратимое движение из прошлого в будущее? Как смена возраста, времён года, времени суток…

На выставке представлены произведения печатной графики европейских мастеров XVII-XIX веков, воплощающих эту тему в женских образах, жанровых сценах, символических композициях.

Впервые экспонируется серия из 12 листов Жана-Пьера Симона (1750-1810, Англия). На цветных гравюрах в технике пунктира с нежным пастельным колоритом лёгкие и романтичные фигуры девушек сменяют друг друга, как месяцы года. У каждого «месяца» свои атрибуты: снопы колосьев, стога сена, корзина с виноградом или ракушками, букеты и венки из цветов, созревшие яблоки, небольшие связки рыбы или птиц, коньки. В центре нижнего поля каждого из листов – символ знака Зодиака, который начинается в данном месяце. Некоторые композиции дополнены изображением детей или животных, что делает их непосредственными и забавными.

Английский гравёр итальянского происхождения Франческо Бартолоцци (1725-1815) неоднократно обращался к аллегории. Выполненные им четыре офорта с живописных работ Д. Зоччи (1711-1767, Италия) отображают некоторые месяцы года в жанровых сценах – занятиях, характерных для определённого времени годового цикла. В мае – это прогулки с зонтиком под первым жарким солнцем в парке, в августе – уборка зерна, в сентябре – сбор винограда, в октябре – ловля певчих птиц.

В основе серии «Времена года», исполненной Ф. Бартолоцци в технике цветного пунктира с живописных работ Д. Морланда (1763-1804, Англия), лежат сцены из сельской жизни с поучительным сюжетом. На одном из листов в чужом осеннем саду компания мальчишек застигнута за воровством яблок, рассерженный хозяин с собакой возле изгороди прогоняет незваных гостей.

Французский мастер Николя Лармессен (1640-1725) – автор серии гравюр с живописных оригиналов Никола Ланкре (1690-1743, Франция), запечатлевших как жанровые сцены время суток. В листах «Утро», «Полдень», «После обеда», «Вечер» показан досуг светского общества: неспешная утренняя трапеза в роскошном интерьере, полуденные беседы в парке у прохладного фонтана, послеобеденная игра в нарды, вечернее купание в реке.

Работа немецкого гравёра Георга Эймарта (Младшего, 1638-1705) с рисунка И. Зандарта (1606-1688, Германия, Голландия) «Пещера вечности» (1680) раскрывает понятие времени масштабно и философично. В центре изображён зодиакальный круг, внутри его обрамляет уроборос – свернувшийся в кольцо змей, древний символ вечности, цикличности законов природы: созидания и разрушения, жизни и смерти, перерождения и гибели. Внутри круга – многофигурная композиция с книгой, в ней надпись: «PROVIDENTIA DIVINA» (Божественное проведение), предполагающая непостижимую тайну бесконечности времени.

Эту тему продолжает офорт итальянского мастера Доминико Кунего (1724-1803) «Аллегория» (1777). Надпись по нижнему полю «Veritatem Solis illustratam radiis Tempus detegit», переводится дословно: «истина Солнца проливает свет лучами Времени». В наши дни эта фраза известна как «истина познаётся со временем». На фоне неба изображены две парящие фигуры – мужская и женская, олицетворяющие Истину и Время. Время – седовласый мужчина с бородой, за спиной крылья, в одной руке он держит уроборос, другой удерживает Истину. Их совместный полёт символизирует неразделимость этих понятий.

К теме выставки можно отнести сюжеты двух необычных гравюр неизвестного западноевропейского мастера XIX века. Это многофигурные жанровые сцены с атрибутами месяцев, также встречающихся в серии из 12 листов Жана-Пьера Симона. Два офорта овальной формы дополнены объёмной аппликацией из ткани, благодаря чему персонажи этих произведений как будто оживают, облачаясь в настоящую одежду. В собрании гравюр это единственные предметы, сочетающие в себе две разные техники. Как и некоторые листы, представленные в экспозиции, они были специально отреставрированы для настоящей выставки.

В новом тематическом контексте по-иному прозвучат уже знакомые зрителям по графическим выставкам декоративные панно Альфонса Мухи (1860-1939, Чехия) из знаменитой серии «Сезоны» (1896). Загадочные и величественные, игривые и нежные женские образы, созданные в изысканной стилистике модерна, сейчас, как и более ста лет назад, никого не оставят равнодушным. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2018 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"