A A A

«Суровый стиль» глазами подростков

Проходящая в Радищевском музее выставка «О героях былых времен…» безусловно заслуживает внимание самого широкого круга зрителей. Но стоит ли вести на нее подростков? Тех, кто уже так далёк от «былых времен» и не только ничего не знает об «оттепели» и начале «застоя», но не в силах внятно объяснить даже, кто такие пионеры? Не будет ли «поколению гаджетов» слишком сложно понять смыслы картин «сурового стиля»? Или все-таки девяти-десятиклассники – это не та аудитория, на которую стоит ориентироваться музейным работникам в данном случае?

Девятиклассникам Восточно-Европейского лицея после экскурсии по выставке «О героях былых времен…» было предложено написать о самой запомнившейся картине. Вот некоторые из откликов. На наш взгляд, это самый достоверный ответ на вопрос: «Зачем знакомить подростков с «суровым стилем?»

Алиса Никитина: «Картина Таира Салахова «У Каспия», написанная в 1966 году, открывает экспозицию и словно задает тон всей выставке. На берегу Каспийского моря после тяжелой работы отдыхает, казалось бы, ничем не примечательный, явно небогатый, обычный с виду мужчина. Но масштаб его фигуры, заполнившей практически все пространство картины, позволяет нам представить героя картины высоким, сильным богатырем, который способен остановить даже бушующую на заднем плане волну, утихомирить море. Так кто же он? Здоровый великан на фоне мелких подробностей нашей жизни? Или на самом деле в жизни он сам является «мелкой подробностью»?

Может, об этом и задумался наш герой? О смысле всего происходящего. Почему, например, он здесь, отдыхает перед очередным этапом тяжкого труда, а не пишет симфонии, книги? А ведь он бы, наверное, смог.

Много вопросов. Впрочем, мы никогда не узнаем, что на самом деле чувствует и думает этот мужчина. Только он знает об этом. Хотя знает ли?..

Мне очень понравилась эта картина. Она заставила меня задуматься, кто мы всё-таки такие? Заставила заметить и понять, что все мы в собственном внутреннем мире «великаны» и в то же время «мелкие детали» на фоне огромного непостоянного, как море, мира».

Руслан Дарьин: «Когда вы слышите словосочетание «суровый стиль», что первое приходит в голову? Не правда ли, сразу появляется какой-то темный, жесткий образ? «Это так и не так», - думал я, глядя на картину Владимира Моисейкина «Ночная смена». На полотне изображена самая обычная ситуация: поздний вечер или даже ночь, группа рабочих, которые собрались на перекур на небольшом холмике. Всё тонет в темном свете, нет ни единого яркого пятна на полотне. Передний план освещен тусклым светом, скорее всего, от фонаря или какой-то лампы, на заднем плане едва виднеются огни в окнах дальних домов и фары сельского транспорта. Рабочие выглядят уставшими, измотанными, ведь они работают не в офисах, а в поле. И при этом картина наполнена такой теплотой и чувством завершенности работы и сельских тружеников и самого художника! За всей этой повседневностью возникает такое ощущение чего-то родного, присущего только русским людям. Мне понравилась эта работа именно своей повседневностью, изображением типичной жизни во времена Советского Союза».

Юлия Беляева: «Больше всего на выставке меня почему-то заинтересовала работа Виктора Попкова «Апрельский месяц». Несмотря на то, что по сравнению с другими она, казалось бы, не очень яркая и не отличается оригинальным сюжетом, эта картина привлекает внимание и заставляет задуматься.

Светло-туманные сумерки. Окутанный сизой дымкой город. Два окна, манящие теплым светом. Ранний или, наоборот, запоздалый прохожий. И на переднем плане два человека, идущие друг другу навстречу. Оба погружены в свои мысли. Старый и молодой, они похожи спрятанными руками, застывшими глазами. Они не видят друг друга, хотя находятся очень близко. Так же, задумавшись, смотрит в пустоту и одинокий прохожий на заднем плане. Это место, в котором люди смотрят на других, не видя их, оставляет печально-сочувствующее ощущение…

Мне кажется, эта наполненная светом и воздухом картина – олицетворение «оттепели», хотя и написана позже, в 1972 году. Она лёгкая и вместе с тем очень страшная, потому что у изображенных людей нет цели, нет сил. Вырвавшись из-под давления прошлых лет, они не знают, что делать, как строить новый мир. Они, и по-новому свободные и по-прежнему ведомые, просто идут в рассеянном свете молодого месяца все дальше и дальше».

Анастасия Золотарева: «В картине В. Попкова «Апрельский месяц» меня привлек контраст двух людей на фоне теплых голубых апрельских сумерек. Лицо мужчины, стоящего слева, с глубокими складками у рта, застывшим взглядом, говорит о размышлениях человека, много пережившего. У его молодого коллеги несколько иное состояние: заостренные черты лица, плотно сжатые губы, открытые голубые глаза выдают удивление и напряжение еще не успокоившейся мысли. Они оба так плотно придвинуты к нижнему краю картины, что создается ощущение почти контактной близости со зрителем. Тишина – условие для полного углубления в картину.

Холодная, глуховатая, серо-голубая гамма полотна вспыхивает ярким синим цветом в деталях одежды, теплыми огоньками электрического освещения в окнах домов. Спокойный колорит картины создает впечатление остановившегося времени. Одежда героев, особенно вязаная шапочка с маленьким помпончиком на голове одного из мужчин, побеленные стволы деревьев, дома провинциального городка – всё становится приметами укоренённости художника в этом бытии…»

Светлана Дмитриева: «В 1968 году В.Е. Попков пишет одну из своих самых значимых картин – «Северная песня». Это произведение переполнено тяжелыми, мрачными, пронизывающими тоской чувствами.

На картине, в правом углу, изображена девочка, облокотившаяся на печку. Создается ощущение, что она не причастна к тому, что происходит за стенами дома. Смотришь на нее и видишь, какая она внутри светлая, добрая. Даже не до конца понятно: существует ли она на самом деле или является образом той песни, которую поют женщины?

Сложно даже приблизительно определить возраст этих одиноких, обездоленных войной женщин. Настолько им нелегко, горестно, тяжко без мужей, которых «побрали на войну». На вдовах одинаковые платья, их красноватый цвет, как отблеск ярко-алого, тревожно "проливающегося" цветка на подоконнике – отблеск "солдатской крови". Этот цветок выглядит особенно ярко на фоне серо-голубого пейзажа за окном: все не вечно, все проходит, прошла и война. А что им осталось?

Стол, застеленный бело-серой скатертью, отделяет вдов от внимающих песне городских юношей-студентов. Они вроде бы и слушают песню, но, погружены в свои мысли, раздумья. Мужчины не могут найти себе место, отводят глаза от поющих женщин. Каждый из них находится в «замкнутой» позе, обхватив себя руками, словно стараясь согреться, защититься от той прохлады, которая идет от «старух».

Глядя на эту картину, ты начинаешь невольно в нее погружаться и оторваться от полотна слишком сложно, оно притягивает и не отпускает, заставляет задуматься над тем, что на ней изображено: о горести и потерях женщин тех времен».

Анна Куклева: «На выставке «О героях былых времен…» мое внимание привлекла одна странная, на первый взгляд, картина – портрет человека в полный рост на фоне весеннего распаханного поля. «Н.И. Дрючин. «Сеятель», - прочла я на табличке. На картине был изображен мужчина в рабочей одежде, который сеял зерно с таким сосредоточенным видом, что было понятно, как погружён он в работу. Но почему всё так просто и ясно? Ведь не только серьёзный образ, а что-то ещё заставляло видеть этого человека будто бы "погружённым" в землю. Рассматривая его одежду (потрепанную шапку, грязную рубашку, рабочие штаны и сапоги), второй план (поле, на котором работали такие же сеятели), я, кажется, нашла ответ на свой вопрос. Фигура сеятеля была расположена на полотне так, что его шапка была словно в небе, а он сам – в земле. Герой картины головой касался горизонта, ногами утопал в пашне и словно был погребён в своей работе. Автор как будто хотел показать, насколько этот человек, этот крестьянин был погружён в землю всю свою жизнь. То, что художник смог настолько точно передать всю жизнь сеятеля в одной картине, меня просто поразило!

Я планирую ещё раз сходить в музей им. А.Н. Радищева и получше рассмотреть все картины, ведь в каждой из них кроется какой-то смысл, который её автор хотел донести до читателя».

Материал подготовила Наталья Дегтярева


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"