A A A

«Человек на фоне родового герба»

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • «Мужской портрет» Жан Монье

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

Портрет французского дворянина кисти Жана Монье - одно из украшений постоянной экспозиции Радищевского музея. В нём запечатлён классический образ аристократа середины XVII века, эпохи, описанной Александром Дюма в «Трёх мушкетёрах». Каково происхождение портрета, как он попал в саратовский музей?

Предыдущим владельцем портрета был художник Владимир Дмитриевич Сверчков. Он учился вместе с Алексеем Петровичем Боголюбовым, основателем Радищевского музея, в Петербургской Академии Художеств и затем продолжал учение в странах Западной Европы. Слабый здоровьем, Владимир Дмитриевич почти всю жизнь прожил за границей. Сначала — в Мюнхене, где он создал очень успешную мастерскую витража, изделия которой отмечались на международных выставках. Одним из высокопоставленных заказчиков мастерской был русский император Александр III. Замечательные работы витражной мастерской В.Д. Сверчкова до сих пор украшают особняки и дворцы Петербурга. Один из витражей был подарен к открытию Радищевского музея. Он не сохранился. Позднее художник переселился во Флоренцию, где умер в 1888 году. В поддержку Радищевского музея он передал небольшую, но очень ценную по своему художественному качеству коллекцию живописи, достоянием которой был «Мужской портрет» Жана Монье.

Портрет привлекает прежде всего обаянием изображённого человека, имя которого нам неизвестно. Он изысканно одет по моде своего времени. Основным делом дворянства была война и на поясе молодого человека, скорее всего, была прикреплена шпага. В те времена формировалась система рангов: герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны, дворяне без титулов... Складывался церемониал, главной фигурой которого стал Людовик XIV, король-Солнце. Какой титул носил молодой человек, изображённый на портрете, мы не знаем, но о знатности свидетельствует его родовой герб. На гербе можно рассмотреть изображения традиционных грифонов, мифических крылатых существ с туловищем льва и собственно льва, держащего в лапах морскую звезду.

Автор портрета стремился передать принадлежность молодого человека к аристократии. Во всём облике ощущается, прежде всего, благородная сдержанность. Выражение глаз выдаёт незаурядный интеллект, живой характер.

Костюм молодого человека довольно строг. В нём нет показной роскоши. По моде того времени ворот рубашки обычно украшался кружевом. Только гугеноты, протестанты, последователи строгой религиозности Кальвина, демонстрировали свою приверженность к аскетике. Вместо кружевных они носили простые отложные воротники, любимым цветом одежды был чёрный. Возможно, к этому религиозному направлению был причастен молодой человек, изображённый на портрете. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"