A A A

«Русский Нил». Выставка о Волге московских художников в Радищевском музее

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

Материалы по теме:

Выставка «Русский Нил»

  • «Русский Нил». Выставка о Волге московских художников в Радищевском музее

Дорогие зрители, саратовцы, спешите. Выставка работает только до 7 декабря!

«Русским Нилом» писатель Василий Васильевич Розанов некогда назвал Волгу, подчеркнув её значение в национальной жизни. Вспомним, что наши цари, начиная с Екатерины II предпринимали путешествия от Твери до Астрахани, в качестве знакомства с Россией. В советское время художников интересовала в первую очередь Волга индустриальная.

В названии нашей выставки содержится цель и смысл творческого замысла её участников. Он вызревал, может быть, в течение всей жизни каждого из них. Волга, как жизненное и духовное пространство, питающее народную жизнь. Проходя по выставке, мы видим, что наших авторов интересуют не достопримечательности старинных городов и городков, не быт и нравы их обитателей. Скорее, тему большинства работ можно связать с проблемой бытия современного человека в контексте исторического пространства. Здесь нет портретов, изображения конкретных лиц, но людей много, они повсюду, занятые своими ежедневными, насущными делами. Наравне с людьми активным действующим лицом является пространственная среда в её изменчивой и вечной сущности.

Как откровение и художественное открытие воспринимается картина Михаила Тихонова «Дождь». В сером дождевом пространстве — вереница человеческих лиц, как будто похожих одно на другое, обрисованных одинаково, без затей несколькими движениями кисти. Каждый находится как бы в состоянии уединения, погружения в себя. На картине образуется духовно насыщенная среда, надолго задерживающая зрителя возле этого полотна. Ощущение чуда, совершающегося в самом простом и обыденном явлении жизни («Река встала», «Хлеб привезли») - источник отрадных впечатлений от выставки.

Шесть художников, четверо из которых являются учениками Ю.Н. Ларина, нашли друг друга в необъятной Москве. Оказались единомышленниками в понимании смысла искусства, в своей устремлённости к художественному познанию русского мира, природного и человеческого. Любовь к Отечеству выражается без пафоса и деклараций. Она живо ощущается в полной искренности высказывания, и обращение идёт сердца к сердцу. Эта выставка особенно нуждается в зрительском отклике. На вернисаже было заметно, что не все из многочисленных зрителей сразу приняли эту текучую, часто однотонную, без занимательного рассказа, живопись. Она может превращаться в своеобразную игру, а игра, неожиданно, выводить к образной глубине. Атмосфера выставки, серьёзность и теплота, радость тишины, ощущение безмерности пространств, открывающихся на картинах, в рисунках, объединила людей, пришедших на выставку.

Несомненно, что при всей простоте сюжетов, картины метафоричны, их образы действуют долговременно. Струится, кружится речная вода и сама по себе она становится сюжетом, знаком непрерывного изменения, бесчисленных отражений. Всё это заставляло зрителей проходить по экспозиции и снова возвращаться к её началу. На лицах читались сосредоточенность и умиление.

На первый взгляд, общее направление выставки кажется важнее индивидуального почерка каждого из участников. На самом деле, здесь выступают шесть сильных художников. У каждого — своя тема, тон, мелодия, сюжет. И распознание индивидуальностей - ещё один ракурс, интригующий внимательного зрителя.

Надо сказать о тонком понимании средств живописи и рисунка. Если бы атмосфера выставки не была столь русской, можно было бы вспомнить об эстетике японцев. Каждое пятно, линия прочувствованы и значимы, как слово в стихотворной речи. Не зря художники выбрали для своей выставки Саратов, родину В. Борисова-Мусатова, П. В. Кузнецова. Развитие поэтической традиции саратовской плеяды живописцев, как видим, продолжается. И сама эта плеяда возникла не на пустом месте. Среди французских художников своего времени Алексей Петрович Боголюбов, основатель Радищевского музея в Саратове, выделял Камиля Коро. Он приобрёл картину мастера и два его рисунка. А.П. Боголюбов наблюдал за работой К. Коро и описал метод живописи, дающий «неуловимую прелесть» его пейзажам. Поэтическая муза К. Коро в России оказалась родственной русским пейзажистам. И вот на каком-то новом витке мы видим снова, как у К. Коро, предпочтение серому цвету, пропускающему сквозь себя свет и скрывающего в себе все возможности палитры, поэзию в восприятии природы.

Никто не упрекнёт авторов выставки в архаичности художественного языка, но традиционные средства живописи и рисунка обновляются ими, прежде всего, изнутри. Это чувствуется в тонком чувствовании возможностей цвета, светоносности белого листа. Хороша фактура гофрированного картона, годится старая деревянная станина от швейной машины, кусок оцинкованного железа, клеёнка с простенькой расцветкой. Никакой материал не мешает создавать образы высокие по содержанию, полные мысли, любви...

Каким видится на выставке русский мир? Прежде всего, на картинах создаётся ощущение безграничного пространства и движения внутри него. Состояние текучести пронизывает вещество большинства картин. И свет, являющийся активным участником живописного действия. Он пробивается сквозь тьму ярким лучом, разливается широким потоком, он размывает контуры, всюду знаменует жизнь.

Отчётливо улавливается ностальгическая нота. Поэзия провинциальной жизни - лишь ответвление от основного русла современного бытия с рыночной экономикой, автомобилями, агрессивностью популярной культуры.

Выставка « Русский Нил» в Саратове совпала с 80-летием А. Шнитке, нашего земляка. Его музыка звучала в залах. Характер музыки, острота переживания реальности, неожиданные ритмы, тембры находили гармонические соответствия в живописи.

Несомненно, выставка Елены Утенковой, Михаила Тихонова, Надежды Крестининой, Игоря Камянова, Светланы и Константина Сутягиных — событие в культурной жизни Саратова.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"