Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Портрет молодой женщины. Цикл: «Мода в искусстве от античности до модерна»

Автор:  Щетина Мария Викторовна

  • Поль, Дюбуа / Paul, Duboy (1830-1887) Портрет молодой женщины Бисквит

Причудливый наряд молодой дамы, изображённой популярным во второй половине XIX века французским скульптором Полем Дюбуа, сродни театральному костюму, в котором перемешаны элементы одежды различных стилей и эпох.

Шляпа с округлой мягкой формы тульей и широкими полями, украшенная пышным плюмажем и бантом похожа одновременно на «рубенсовские» и на шляпы, в которых прогуливаются в парках английские дамы на портретах кисти английского художника второй половины XVIII века Томаса Гейнсборо.

Шляпа надета на маленькую шапочку. Начиная со Средневековья и до середины XIX века под шляпу или берет дамы нередко надевали чепец, чтобы сохранить причёску, а также защитить от загрязнения саму шляпу.

Однако этот «чепец», судя по его форме и размеру, а также массивному украшению, похожему на сильно сдвинутую на затылок фероньерку, явно лишён практического назначения.

Способ ношения головного убора в целом напоминает манеру немецких модников и модниц XVI столетия: береты и шляпы закрепляли сбоку, волосы под ними женщины убирали в тугие плетёные сеточки, а мужчины – в чепцы, украшенные вышивкой.

На плечи юной красавицы наброшена короткая распашная пелеринка с высоким веерообразным воротником «а ля Медичи». Его название связывают с именем французской королевы XVI века Екатерины Медичи, матери Маргариты Наварской, а также трёх последних королей династии Валуа: Франциска II, Карла IX и Генриха III. Но наибольшую славу воротник подобной формы приобрёл благодаря другой французской королеве из рода Медичи – Марии, второй жены Генриха IV, матери Людовика XIII.

Скреплённые встречные складки на лифе платья говорит о подражании пышным модам XVI столетия.

Пышным модам того же времени вторит и массивное ожерелье юной красавицы.

Однако надето оно не на платье, а поверх пелеринки, что больше похоже на способ ношения старинных рыцарских орденов, например – ордена Золотого Руна.

Проще всего предположить, что перед нами дама в маскарадном или театральном костюме. И маскарадные балы и любительские спектакли были очень популярны в XIX веке. Но, судя по портретной живописи последней трети XIX столетия, такие костюмы, перегруженные элементами костюмов разных эпох, плохо согласующихся друг с другом, встречались довольно часто.

Со второй четверти XIX века и до конца столетия направление моды во многом определялось литературой и театром , и именно на этих видах искусства сосредотачивались интересы великосветских дам.

Нравы испанского двора времён Карла I и Филиппа II, интриги и козни Екатерины Медичи, намерения кардинала Ришелье и заговоры роялистов в изложении Проспера Мериме, Виктора Гюго, Александра Дюма-отца, Вальтера Скотта, Оноре Бальзака делали события тех далёких лет яркими, увлекательными, и, что не менее важно – ясными и понятными. Популярные романы и пьесы формировали вкусы своих читателей (главное – читательниц!).

Наряд незнакомки, представленной Полем Дюбуа, служит прекрасным отображением её литературных и театральных предпочтений.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2019 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"