Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

«Нам первый вольность прорицал»

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

31 августа 2019 года исполняется 270 лет со дня рождения выдающегося писателя XVIII века Александра Николаевича Радищева. Его философские взгляды и политические убеждения оказали колоссальное влияние на течение русской общественной мысли последующих столетий, а его непростая трагическая судьба стала для многих примером мужества и стойкости, ярко выраженной гражданской позиции, неподдельного радения за судьбу русского народа.

Искренний патриотизм Радищева, его переживания и размышления по поводу несправедливого общественного устройства звучат в «Житии Федора Васильевича Ушакова», «Письме к Другу, жительствующему в Тобольске», оде «Вольность». Но более всего их содержится в знаменитом философском трактате «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором автор обрушивается с критикой на самодержавие, чиновничество, крепостничество, тиски цензуры, ставя превыше всего нравственно-моральные основы и свободу личности.

За публикацию «Путешествия» Радищев был приговорен к смертной казни, однако Екатерина II заменила казнь на ссылку в Сибирь, из которой он вернулся обратно в Петербург лишь при Александре І. В России первое официально разрешенное издание его крамольной книги было напечатано в 1888 году, почти сто лет спустя после издания оригинала. А в 1878 году внук А.Н. Радищева художник А.П. Боголюбов добился у царя Александра II Высочайшего соизволения на устройство в Саратове музея и разрешения называть его Радищевским.

В 1885 году Радищевский музей открылся для посетителей. С тех давних пор и по настоящее время в нем бережно хранятся драгоценные семейные реликвии, переданные в дар основателем Алексеем Петровичем и его братом Николаем Петровичем Боголюбовыми.

Братья пожертвовали в музейную коллекцию изданный в 1790 году томик «Путешествия из Петербурга в Москву», редкий вариант злополучного тиража, который чуть не стоил жизни автору. Радищев напечатал в своей типографии 650 экземпляров, но после начала гонений на книгу уничтожил почти все издание. Сохранились лишь распроданные или подаренные варианты. Препровождая свое бесценное подношение в музей на первой странице «Путешествия» дарители сделали следующую надпись: "Братья Боголюбовы приносят этот экземпляр книги сочинений Александра Николаевича Радищева музею его имени в г. Саратове, просят управление музея хранить его как дорогую библиографическую редкость и не выдавать для чтения». Уже много десятков лет это легендарное издание находится в постоянной музейной экспозиции.

От Николая Петровича Боголюбова в 1887 году поступили в музей портреты самого Радищева и его жены. Радищевский портрет известен тем, что это единственный в своем роде достоверный облик великого русского просветителя, запечатленный неизвестным мастером до рокового 1790 года. Именно он послужил впоследствии основой для всех остальных живописных, графических и скульптурных изображений А.Н. Радищева. Портрет написан в предельно лаконичной манере и выдержан в скромной цветовой гамме. Радищев позирует в строгом черном камзоле и белой рубашке с гофрированным воротником-жабо. Белизна ткани оттеняет благородные черты лица с высоким открытым лбом. Печальные карие глаза и горькая складка у рта выдают натуру одухотворенную, тонко и глубоко чувствующую. Невеселые мысли занимают его разум. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала», – напишет он чуть позже в своем знаменитом «Путешествии». Когда создавалась это работа Радищеву было около сорока лет, но выглядит он гораздо старше.

Портрет первой супруги Радищева – Анны Васильевны урожденной Рубановской – представляет совсем молодую женщину. Она изображена в нежно-розовом атласном платье, отделанном легким прозрачным кружевом. Темные волосы сильно напудрены и собраны в объемную прическу, изящно завитой локон красиво лежит на плече. Неправильные черты ее лица дышат особой привлекательностью. Анна Васильевна прожила короткую жизнь. Она была в числе первых выпускниц знаменитого Смольного института. По окончании этого учебного заведения вышла замуж за Радищева и подарила ему в браке шесть детей (двое умерли во младенчестве). После рождения младшего сына Павла Анна Васильевна скончалась. Радищев был безутешен. «И дни в тоске препровождая, я смерти жду, как брачна дня», – написал он в эпитафии.

После ареста Радищева заботу о детях взяла на себя сестра Анны Васильевны Елизавета Рубановская. Она стала его второй женой и разделила с ним все тяготы сибирской ссылки. В Сибири у четы Радищевых появились на свет еще трое детей, среди которых – мать основателя Радищевского музея Фекла Александровна.

В своих мемуарах Боголюбов писал, что он одной из главных целей его жизни было «оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда». Называя Радищева саратовским дворянином, Алексей Петрович Боголюбов, имел в виду тот факт, что в Кузнецком уезде Саратовской губернии находилось имение Верхнее Аблязово, принадлежащее отцу Александра Радищева Николаю Афанасьевичу. Здесь прошло его раннее детство писателя, сюда он вернулся на непродолжительное время после нескольких лет, проведенных в Сибири. Боголюбов гордился своим знаменитым предком. «По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева», – замечал он на страницах «Записок моряка-художника». Радищевский музей в Саратове стал своеобразным памятником философу и мыслителю, бережно хранящим многочисленные раритетные ценности, связанные с его именем. В настоящее время в музейной коллекции пребывают не только фамильные портреты и документы, связанные с родом Радищевых и Боголюбовых, но и различные издания собрания сочинений А.Н. Радищева и его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

«Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель». Эти слова Александра Николаевича Радищева как нельзя лучше выразили его жизненное кредо, заключавшееся в служении идеалам правды и в уважении к личности человека независимо от его происхождения. «Гражданин, в каком бы состоянии небо родиться ему ни судило, есть и пребудет всегда человек… и тот, кто дерзнет его уязвить в его природной и ненарушимой собственности, тот есть преступник», – считал он. В своих сочинениях Радищев затрагивает важные вопросы государственного строя и социальной справедливости, поднимает проблемы образования, воспитания, взаимоотношения между разными слоями общества. Как истинный философ, он смотрел в будущее. Вот почему, несмотря на прошедшие века, многие освещенные им темы и поныне не утратили своей актуальности и значимости для потомков.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2019 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"