Выставка «Мода на прошлое. XIX век. Эпоха историзма»

  • Выставка «Мода на прошлое. XIX век. Эпоха историзма»
12.07.2018  —  19.01.2019
Открытие:  12 июля в 17:00

Экскурсии по выставке в 14 часов - по субботам, в 15 часов - по воскресеньям.
Цена: 150 руб.

В Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева работает выставка «Мода на прошлое. XIX век. Эпоха историзма».

На выставке экспонируется более 120 произведений, выполненных в разных техниках и материалах. Это изделия из металла, стекла, фарфора, предметы интерьера, оригинальная и печатная графика, книги, элементы народного костюма.

Историзм, как явление в культуре и искусстве, сформировался к 1830-м годам, постепенно охватывая все европейские страны, в том числе и Россию, и продолжался вплоть до конца 1880 –1890-х годов, уступив место модерну. На смену одному большому стилю – классицизму, пришло изучение и романтическое увлечение различными эпохами прошлого. Согласно мнению русского критика В.Г. Белинского, «история сделалась как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без неё стало невозможным постижения ни искусства, ни философии. Мало того, само искусство сделалось теперь преимущественно историческим». Появление произведений в «исторических стилях» нередко порождалось общественными или историческими событиями, путешествиями, знаменитыми археологическими находками или же просто вкусами заказчика. Это привело к тому, что в искусстве появилось сразу несколько направлений, которые современники воспринимали как модные «вкусы» или «стили»: «готический», «второе и третье рококо», «ренессанс», «ориенталь», «русский» и т.д.

Историческое мышление затронуло все виды творчества: литературу, музыку, архитектуру, живопись, скульптуру. Новые эстетические идеалы предполагали большую свободу для художника: возможность выбрать те или иные направления, отдельные элементы или соединить некоторые из них в одном произведении. Это время – наивысшего расцвета профессионального мастерства, что наиболее ярко проявилось в декоративно-прикладном искусстве.

Эпоха историзма как бы собирала, перечисляла, усиливала до чрезмерности мотивы из художественного арсенала имеющихся декоративных средств. Одни из самых популярных направлений того времени, «второе рококо» и близкий к нему «стиль Людовика XV», представлены на выставке изделиями из стекла, фарфора и бронзы. Чайники, кофейники, вазы и тарелки в изобилии украшены рокайльными завитками, коралловым декором, лепными рельефными гирляндами, асимметричными цветочными букетами, позолотой. В декоре некоторых экспонатов встречается смешение рокайльных и ориентальных мотивов. Характерным примером являются каминные часы с сидящим турком, выполненные в 1840-е на заводе Корнилова. Увлечение экзотикой Востока в эпоху историзма превратилось в одно из самых заметных художественных направлений. В силу своего географического расположения и исторического развития Россия была гораздо ближе к Востоку, чем какая-либо европейская страна. Ориентальная тематика здесь существовала и как самостоятельное направление, а также органично вплеталась в другие стили того времени.

Во всех областях декоративно-прикладного искусства нашли отражение и средневековые мотивы. Яркие, красочные витражи соборов стали источником вдохновения для декора большого «готического сервиза», исполненного на Императорском фарфоровом заводе в 1830-е годы. Эффект святящихся витражных окон напоминает и очень сложная по исполнению техника многослойного стекла на стакане для карандашей, созданного в 1830–1840-е на Императорском стеклянном заводе. Нередко готические мотивы соседствовали, а иногда и эклектически сочетались с ренессансной орнаментикой. Декоративные элементы в виде гротесков, витых колонок, свитков, маскаронов, скульптурных деталей, заимствованных у известных памятников, украшали предметы мебели, изделия из серебра, бронзы, фарфора, стекла, чугуна.

Отдельно от всех художественных направлений развивался «русский стиль», связанный с изучением национального наследия, ставший частью национальной политики Российского государства, воплощением известного постулата: «Православие, самодержавие, народность».

Значительную роль в популяризации культуры Древней Руси сыграл выпускник Императорской Академии художеств Фёдор Григорьевич Солнцев. В 1849–1853 в Москве был выпущен подготовленный им многотомный альбом «Древности Российского государства» – научный труд, с максимальной точностью описывающий основные памятники истории России. Издание включало более 700 иллюстраций с зарисовками старинных соборов, церквей, сокровищ Оружейной палаты и т.п. Титульный лист альбома оформлен рамкой, стилизованной под изображение русского терема.

Творчески переработав и осмыслив огромный пласт отечественного наследия, Ф.Г. Солнцев одним из первых стал использовать мотивы русско-византийской орнаментики в произведениях элитарного искусства. По его эскизам были созданы два фарфоровых сервиза, предназначенных для царской семьи. Отдельные предметы одного из них, с инициалами великого князя Константина Николаевича, представлены на выставке.

Вслед за Солнцевым, уже в годы правления Александра II, с Императорскими фарфоровым и стеклянным заводами стали сотрудничать архитекторы И.А. Монигетти, В.А. Гартман, И. П. Ропет.

На выставке демонстрируются прибор для вина (вердо), выполненный по проекту архитектора В. И. Сычугова на Императорском стеклянном заводе. Расписанный золотом и эмалевыми красками, украшенный стеклянными бусинами он может считаться примером утончённой стилизации, органичного сочетания формы и декора. Прибор был поднесён императору Александру II к празднику Рождества Христова. Впоследствии на Императорской мануфактуре было выполнено ещё несколько аналогичных произведений для частных лиц.

Стекло, в силу своих уникальных природных свойств и широких имитационных возможностей, в XIX веке было необыкновенно популярно. Изделия из этого материала воспроизводили традиционные формы деревянной, керамической, металлической утвари прошлых веков. Украшались орнаментами, заимствованными с традиционной крестьянской вышивки. Помимо бесцветного стекла распространение получили цветные стёкла с богатой колористической палитрой и непрозрачные глушёные стёкла «под камень».

Нередко в контекст художественного произведения вплетались узнаваемые атрибуты крестьянского быта, пословицы и поговорки. На выставке демонстрируется деревянное кресло, по мотивам популярного в то время кресла «Дуга, топор и рукавицы» (мастерская Василия Шутова), украшенное резным текстом «Хлеб, соль ешь, правду режь».

К произведениям «русского стиля» можно отнести и ювелирные изделия, экспонируемые на выставке. Исполненные в серебре, имитирующие своим декором деревянную резьбу, народную вышивку, украшенные позолотой, резьбой и эмалями чайницы, ложки, стаканчики, монетницы, солонка-трон поражают виртуозностью исполнения. К подлинно художественным произведениям ювелирного искусства можно отнести серебряный кофейный сервиз с изображениями архитектурных памятников Москвы, поступивший от основателя музея А.П. Боголюбова.

«Венцом» «русского стиля» в книгоиздании является «История и памятники Византийской эмали: Из собрания А. В. Звенигородского», (1892). Данная монография входит в число самых дорогих фолиантов в истории русского книгопечатания. В Европе «Византийские эмали» нарекли «русским чудом» и «книгой в княжеском уборе». С научной точки зрения, это сочинение Н. П. Кондакова по объёму и изложению информации сохраняет свою ценность и актуальность до сих пор.

Экспозиция выставки дополнена графическими произведениями А.Я. Головина, А.В. Петцольда, архитектурными проектами Д.Н. Россова, меню трапез в честь коронования российских императоров, выполненными в технике хромолитография по эскизам А.М. и В.М. Васнецовых, В.Д. Поленова, А.Н. Бенуа, которые помогают воссоздать дух эпохи исторических стилей. 

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений