Каталог
собрания живописи
Версия для
слабовидящих
A A A

Копия как образец мастерства: Морская гавань с проповедью Христа. Цикл «Оригинал. Копия. Подделка. Готовимся к выставке вместе»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Ян Брейгель Старший / Jan Bruegel I (1568 - 1625). Копия конца ХIХ – начала ХХ века. Морская гавань с проповедью Христа. Дерево, масло. 80,5 х 120,5

Картина, подаренная к 100-летию музея Министерством Культуры РСФСР, была записана в инвентарь как работа неизвестного художника XVII столетия «Народ на берегу моря». Однако при помощи современных методов исследования было выявлено, что технологические приемы и красочные материалы поздние, соответствуют концу XIX – началу XX века. Картина является точной копией с подписной и датированной (1598) работы Яна Брейгеля Старшего, которая хранится в собрании Мюнхенской Старой Пинакотеки. Визуально оригинал и копия абсолютно идентичны – написаны на дереве масляными красками, имеют одинаковый размер и цветовую гамму. Копиист точно повторяет оригинальную композицию, отражая и те изменения, которые обусловлены состоянием сохранности.


Так, некоторые затененные участки в копии повторяют (воспроизводят) загрязнение по лаку в оригинале. Оно до настоящего времени наблюдается на картине Яна Брейгеля Старшего, так как из-за чрезвычайной тонкости лессировок слоев более глубокая расчистка данных участков привела бы к повреждению живописного слоя. В копии отсутствует только одна деталь – подпись и дата в правом углу оригинала: “BRVEGEL. 1598”.

Качество исполнения свидетельствует о высоком профессионализме копииста. Он, работая с фабричными материалами XIX века, использует соответствующие живописные приемы. Сравним его метод работы с методом работы старых мастеров.


Копия
Оригинал

Для сравнения обратимся к ещё одной картине с таким же сюжетом из собрания Радищевского музея. Её автор – известный голландский художник XVII века Абрахам Виллартс. В произведениях нидерландских художников XVI-XVII века форма предметов создается многослойным наложением тонких, просвечивающих красочных слоев. 

Посмотрите, какие тонкие, прозрачные слои на этой картине. Все пигменты имеют природное происхождение, смешанные с маслом, они обладают способностью просвечивать, пропускать свет. Поэтому предметы словно «обволакиваются» световоздушной средой, погружаются в неё.

У копииста в распоряжении совсем другие живописные средства. Он работает фабричными, кроющими, не пропускающими свет материалами, поэтому вынужден выстраивать форму предметов на поверхности картины. Художник смешивает цвета на палитре, добавляя в свинцовые белила (белый, самый кроющий красочный материал) различные цветные пигменты. Затем он наносит плотную краску в один-два слоя тончайшей кисточкой, «выстраивая» каждый элемент картины мелкими, почти миниатюрными мазками.

Это очень хорошо показывают макрофотографии фрагментов. Посмотрите, как мастерски построен каждый элемент картины – художнику удалось не передать не только сложные ракурсы фигур, но даже выражения лиц участников этой многофигурной сцены, многие из которых в буквальном смысле размером «с ноготь».

Очевидно, что эта замечательная копия была сделана, по заказу коллекционера, в залах Мюнхенской Старой Пинакотеки профессиональным копиистом. Однако ни имя копииста, не имя коллекционера история для нас не сохранила. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"    
 
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2018 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"