Крым. Край солнца, радости и вдохновенья
Живопись и графика русских художников
Собрание Радищевского музея
Собрание Вольского краевеческого музея
Из Симеиза с поляны Кипарисовой
Я люблю пешком гулять в Алупку
Чтоб на даче утренне ирисовой
На балконе встретить
Снежную голубку…
(Василий Каменский. Из Симеиза в Алупку)
Новая выставка Радищевского музея «Крым. Край солнца, радости и вдохновенья. Живопись и графика русских художников» представляет музейную коллекцию крымских пейзажей XVIII-XX веков. Интерес художников к природе полуострова вполне понятен – особенно тем, кто воочию видел редкой красоты побережье, рваные цепи гор, раскидистые сосны и стройные кипарисы. Гений места этой древней земли на протяжении многих лет влечет мастеров разных поколений и дарит вдохновение, свободу, радость созерцания.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали…
(А.С. Пушкин. Бахчисарайский фонтан)
Начиная с конца XVIII века, с момента завоевания Крыма Российской империей, художники приезжают сюда в поисках природной и этнографической экзотики. Василий Петров, состоявший в свите императрицы Екатерины II во время ее путешествия по Крыму в 1787 году, в картине «Вид Тавриды» запечатлел непривычный для жителя средней полосы России пейзаж: горные склоны, высокие кипарисы, повторяющие силуэты минаретов, татарское семейство в ярких национальных одеждах. Пейзажисты XIX века Никанор Чернецов и Алексей Боголюбов в своих произведениях показывают быт местных жителей с его традиционным укладом и неторопливым, словно замедленным, течением времени.
Известный советский сценограф Николай Медовщиков в 1927 году издал серию автолитографий «Бахчисарай», в которой в строгой монохромной манере изобразил памятники крымско-татарской архитектуры: дома, мечети, мавзолеи и, конечно, основанный в XVI веке Ханский дворец с Фонтаном слез, воспетым Александром Пушкиным в знаменитой поэме.
Василий Петрович Петров (1770 ?-1810)
Вид Тавриды. 1791. Дерево, масло
Чернецов Никанор Григорьевич (1805-1879)
Татарский дворик в Крыму. 1839. Холст, масло
Медовщиков Николай Николаевич (1898-1988)
Лист № 11. Ханский дворец. Фасад дворца со стороны сада. Из папки автолитографий "Бахчисарай". 1927. Автолитография
Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896)
Алушта. Бумага, уголь
Пылают горы-горны,
и море синеблузится.
Людей ремонт ускоренный
в огромной крымской кузнице.
(Владимир Маяковский. Крым)
Особенности восточной архитектуры, сочетание богатых природных и рукотворных форм давали простор для творческого эксперимента, поэтому в Крыму много и плодотворно работали русские авангардисты, участники объединения «Бубновый валет». Гористый пейзаж в Алупке под кистью Аристарха Лентулова – «кубиста а-ля рюс», как его называли в Париже, – превращается в искрящийся «леденцовыми» гранями калейдоскоп. Роберт Фальк изобразил каменные стены бахчисарайских бань, освещенные слепящим солнцем, так, что зритель видит каждый мазок краски, чувствует движение кисти; нагромождая геометризированные формы, сочетая плоскости контрастных цветов, автор создает образ плотно застроенного восточного города.
Многие композиции саратовского художника XX-XXI веков Владимира Солянова вызывают в памяти живописные фантазии мастеров «Бубнового валета». В его «Коктебеле» те же яркость и динамика цвета, те же причудливые формы, словно растущие из нижнего края картины. Однако пейзаж Солянова холоднее по колориту, в нем больше прохлады морского воздуха, нежели теплого солнечного света.
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)
Старый замок в Крыму. Алупка. 1916. Холст, масло
Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958)
Турецкие бани в Бахчисарае. 1915. Холст, масло
Солянов Владимир Алексеевич (1927-2016)
Коктебель. 1965. Картон, темпера
Красочна крымская красота.
В мире палитры богаче нету.
Такие встречаются здесь цвета,
что и названья не знаешь цвету.
(Ярослав Смеляков. Крымские краски)
С давних пор в Крым приезжали желающие отдохнуть, поправить здоровье или просто насладиться прекрасной природой. В царское время здесь строились дворянские имения, в советское – полуостров стал «Всесоюзной здравницей». По сей день художники живописуют разнообразные крымские виды, передавая радость жизни и целительную силу солнечных лучей, свежего морского воздуха, сочной зелени.
Цвета неуловимой мечты, идеала – голубой и синий – любимые в палитре молодого Павла Кузнецова. В пейзажах Гурзуфа, написанных уже зрелым мастером, десятки оттенков голубого и синего выражают красоту окружающего мира: морской глади и сумеречного неба, беспокойных волн и прибрежных камней. В композиции Вячеслава Невского нежные акварельные краски песочного, желтого и оливкового тонов создают иллюзию слепящего солнечного света, залившего поросший кипарисами склон. Андрей Юмашев, знаменитый летчик-испытатель, совершивший в 1937 году беспосадочный перелет из Москвы в Америку через Северный полюс, занимался художественным творчеством. В гуаши «Глицинии» он запечатлел одно из самых красивых растений Крыма.
Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем,— и через плечо поглядела.
(Осип Мандельштам. Золотистого меда струя…)
«Непарадный» Крым с хрупкими, словно игрушечными домиками у подножия гор и медленно ползущими по земле тенями встречаем в камерных пастельных рисунках Зои Мостовой-Матвеевой.
Наталья Нестерова увидела оборотную сторону курортной жизни – однообразие и скуку. Ирония автора направлена против господствующего в 1970-е годы социалистического реализма, предписывавшего показывать явления советской жизни лишь в позитивном свете. Изображая в примитивистской манере парки Алупки и Жуковки, художница выбирает условный серовато-зеленый колорит. Ее Крым слишком правильный: аккуратные дорожки, прямые стволы деревьев, ровно подстриженные кусты, чинно вышагивающие отдыхающие.
Матвеева-Мостова Зоя Яковлевна (1884-1972)
Крым. Пейзаж. 1910-1920. Бумага, пастель, уголь
Нестерова Наталья Игоревна (род. в 1944)
Алупка. 1975. Холст, масло
Видишь? — я, от радости заплакав,
запрокинул голову — и вот
Киммерия, алая от маков,
в бесконечность синюю плывет.
(Борис Чичибабин. Коктебельская ода)
Многие художники и литераторы, особенно рубежа XIX-XX веков, воспринимали крымскую землю как своеобразный портал в прошлое: созерцая просторы цветущих долин и бездонное небо, они словно переносились в легендарную Киммерию, населенную древними народами.
Героиня романа Людмилы Улицкой гречанка Медея, живущая в Феодосии, не переставала удивляться «странным для человеческого глаза», «неземным» пейзажам Крыма и в такие моменты вспоминала художника Константина Богаевского, картины которого «отталкивались от этих скальных причуд, черно-зеленых обрывов и розовых разломов Карадага». Монументальные панно феодосийского мастера «Ночь у моря» и «Старый Крым» принадлежат к новому для начала XX века жанру – историческому пейзажу. Еще один представитель «киммерийской школы живописи» – художник и поэт Максимилиан Волошин – после революции поселился в своем доме в Коктебеле, где принимал многочисленных друзей. Его жемчужные акварели полны гармонии и покоя, которых так не хватало людям в это тяжелое время.
Петр Уткин, Павел Кузнецов и Александр Матвеев, мастера-символисты из Саратова, именно в Крыму воплотили в жизнь свою мечту – создание синтетического произведения, объединявшего разные виды искусства. Им стало имение петербургского коллекционера Якова Жуковского Новый Кучук-Кой. Друзья-саратовцы на протяжении нескольких лет работали над оформлением архитектурно-паркового ансамбля и создали прекрасное подобие античных вилл, пристанище тоскующей души. Для Петра Уткина дом на побережье, окруженный парком с беломраморными скульптурами, на долгие годы стал источником вдохновения.
Богаевский Константин Федорович (1872-1943)
Старый Крым. 1903. Холст, масло
Волошин Максимилиан Александрович (1877-1931)
Пейзаж. Бумага, акварель
Уткин Петр Саввич (1877-1934)
Вид имения Новый Кучук-Кой. 1912. Холст, масло
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня - и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
(Николай Заболоцкий. Над морем)