A A A

Английское искусство

   

ДОБРАЯ СТАРАЯ АНГЛИЯ... . АНГЛИЙСКОЕ ИСКУССТВО ИЗ СОБРАНИЯ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ

     Говорить об искусстве Англии в собрании Радищевского музея как об отдельной части коллекции довольно сложно. Оно представлено в гораздо меньшей степени, чем искусство других европейских стран. Правда, такая ситуация, скорее, норма для региональных музеев. Русские коллекционеры, путешествуя по Европе, обязательно посещали Рим и Париж, приобретали то, что предлагал антикварный рынок – прежде всего произведения итальянских, французских, голландских художников. Работы английских мастеров, работающих далеко от центра Европы, были редкостью. Исключение составляет только «россика» – англичане особо ценились как портретисты, и приглашались русской знатью для создания фамильных галерей.

К открытию музея в 1885 году в его собрании не было ни одного произведения английской школы. Только спустя пять лет, по завещанию Аркадия Дмитриевича Столыпина, отца знаменитого реформатора, поступила его коллекция западноевропейской, в том числе английской, гравюры. Собрание печатной графики пополнялось на протяжении последующего столетия, и сейчас насчитывает около 150 листов английских мастеров, преимущественно XVIII-XIX веков, в том числе в У. Уорда (1766-1826), Д. Х. Робинсона (1796-1871), Д. Уокера (1747-1808), Д. Флаксмена (1755-1826). Однако, это тема особого исследования. Остальные виды искусства представлены весьма скромно – пять картин и два рисунка XIX столетия, около двадцати предметов английского фарфора и фаянса, среди которых особый интерес представляют изделия фабрики «Эртрурия»Дж. Веджвуда из так называемой «яшмовой массы».

В живописной части коллекции – два пейзажа, жанровая сценка и два портрета. За исключением «Портрета Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой» кисти Кристины Робертсон, все они поступили как работы неизвестных западноевропейских мастеров. Это вполне закономерно, ведь для XIX столетия взаимовлияние национальных школ – обычное явление.

Картины музейного собрания, атрибутированные английской школе XIX века, очень разные – по мастерству исполнения, времени, тематике, размеру. Наибольшую художественную ценность представляют работы первой половины столетия: пейзаж «Коровы на водопое», показывающий воспетую поэтами-романтиками английскую природу, выразительная жанровая сценка «Гадание» c изображением английских джентльменов-охотников, являющихся для многих олицетворением этой страны. Русскую аристократку О.И. Орлову-Давыдову Кристина Робертсон написала в лучших традициях светского, виртуозного парадного портрета, которым издавна славилась британская школа. Две работы, датируемые второй половиной столетия – «Мавританский замок», отражающий интерес художников этого времени к экзотике Востока, и «Женский портрет», представляющий демократическое направление в портретной живописи – образцы европейского искусства, ориентированного на широкий круг покупателей и антикварный рынок. 

Татьяна Савицкая

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"