ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 

В экспозиции Радищевского музея представлены произведения художников основных европейских стран – Италии, Франции, Германии и Нидерландов. Комплексная экспозиция включает наравне с живописью произведения скульптуры и прикладного искусства, мебель, шпалеры, керамику. По замыслу А. П. Боголюбова музей должен был составлять единое целое с рисовальной школой, быть для неё образовательной базой. Просветительские идеи основателя музея поддерживал император Александр III. В фондах Императорского Эрмитажа и Академии художеств были отобраны около 30 картин старых мастеров, произведения скульптуры, прикладного искусства. Этот дар до сего времени очень весом в коллекции музея. На открытие музея горячо откликнулись художники, коллекционеры, общественные деятели, жители Саратова: художник В. Д. Сверчков, коллекционеры А. В. Звенигородский, П. М. и С. М. Третьяковы, бывший саратовский губернатор М. Н. Галкин-Враской. Первая экспозиция западноевропейского искусства называлась «залом старых мастеров». От А. П. Боголюбова получена коллекция современной ему европейской живописи: пейзажи известных дюссельдорфских живописцев Андреаса и Освальда Ахенбахов, французских мастеров, близких к барбизонской школе: К. Коро, Ш. Добиньи, К. Тройона, А. Монтичелли.

ИСКУССТВО ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ XV–XIX ВЕКОВ 

Итальянское искусство в собрании музея представлено в его стилевом развитии от Раннего Возрождения к эпохе барокко и рококо. Особенный интерес представляют картины «Триумф Вакха» Джорджо Вазари, «Сотворение мира» Дж. Б. Кастильоне, «Раскаяние апостола Петра» Джованни Ланфранко, «Пейзаж с Иоанном Крестителем» Марко Риччи, мраморную статую Сальваторе Альбано «Счастливый сон», свадебные сундуки и поставец XVI века, изделия из майолики, неаполитанский фарфор. 

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ XVII–XVIII ВЕКОВ 

Большинство представленных в экспозиции картин написаны в XVII веке – «золотом веке» голландской живописи. Голландия – первая буржуазная страна в Европе, и художники создавали свои произведения не для дворцов и замков, а для скромных жилищ своих сограждан-бюргеров. Эти картины, как правило, небольшого размера, отличаются множеством занимательных деталей и подробностей. Поражает невиданное ранее разнообразие жанров: в небольшом зале голландского искусства представлены интерьер, портрет, натюрморт, сельский и морской пейзаж, бытовые и евангельские сцены – практически все жанры живописи, за исключением мифологического. Ведь главным источником вдохновения для художников служила реальная жизнь, окружающий мир во всем его многообразии. Любимой живописной основой голландских мастеров была гладкая, хорошо обработанная дубовая доска, просвечивающая сквозь грунт и многочисленные красочные слои. Благодаря этому достигалась передача тончайших переходов света и тени, живописное пространство наполнялось светом и воздухом.

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ XVII–XVIII ВЕКОВ 

Вплоть до нидерландской буржуазной революции XVI – XVII веков Фландрия и Голландия были Южными и Северными провинциями одной страны. Революция в Южных штатах потерпела поражение, и Фландрия осталась феодальной страной. Тем разительнее кажется контраст между экспонатами голландского и фламандского залов – и в тематике, и в размерах произведений, и в живописной манере. После реалистических малоформатных голландских картин зрителя встречают, в основном, крупномасштабные полотна великолепного фламандского барокко – аллегорические и мифологические композиции, сцены охоты, пышные декоративные натюрморты. Назначение этих картин – украшать стены родовых замков или богатых городских домов знати. Фламандская живописная школа пошла по иному пути развития, чем голландская, но также достигла в XVII столетии своего наивысшего расцвета. 

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII–XIX ВЕКОВ 

К ХVIII столетию центр художественной жизни Европы переместился во Францию. С распространением стиля рококо произведения французских мастеров ценятся коллекционерами разных стран. На уровне языка, философии, литературы, изобразительного искусства французская культура активно проникает в Россию. Русские путешественники, дипломаты приобретают работы французских художников не только на антикварном рынке или выставках Салона, но делают заказы в мастерских (Н. Б. Юсупов, Д. П. Татищев). В императорской и частных коллекциях России французское искусство оказалось представлено первоклассными образцами. К числу приверженцев французской живописной культуры принадлежал и основатель Радищевского музея, А.П. Боголюбов. 

ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII–XIX ВЕКОВ 

Барбизонская школа 
Художественный процесс в Европе уже в XVIII столетии обретает общие черты. Стили и направления – рококо, классицизм, романтизм, реализм – выразились в искусстве различных европейских школ. Картина бельгийца Й. Оуденховена «Охотник подаёт даме битую дичь», «Пейзаж с путниками» швейцарца Г. Вюста ещё напоминают о галантных сценах XVIII века в духе рококо. В работах художников эпохи романтизма привлекает свежий, не скованный канонами взгляд на современную реальность. Становятся популярными путешествия, интерес к необычному, экзотическому. Живые уличные сценки представлены в картинах «Уличные музыканты» М. Гарсиа, «У постоялого двора» итальянца Джузеппе Канелла, путешествовавшего по Испании. «Пейзаж – это победа современного искусства. Это честь живописи XIX века», – восклицали французские критики братья Гонкуры. Их восхищение разделялось современниками. До сегодняшнего дня не померкла слава мастеров барбизонской школы: К. Коро, Ш. Добиньи, К. Тройона. Они хотели видеть в пейзаже национальное содержание, призывали «быть художником своей страны». Их пример оказался близок многим европейским пейзажистам, в том числе русским. Картины барбизонцев приобретали коллекционеры Европы и Америки, попадали они и в Россию. Коллекции Н. Кушелева-Безбородко в Петербурге, С. Третьякова в Москве были доступны художественной молодёжи. А. П. Боголюбов начал собирать работы барбизонцев и близких к ним художников, еще не помышляя о создании Радищевского музея.

Авторы текстов: Красноперпова Л.П., Савицкая Т.Е., Щетина М.В.