A A A

Афиша на Март, 24

 

"Радищевский музей. Шедевры коллекции". Постоянная экспозиция. Живопись, графика, скульптура, иконопись, декоративно-прикладное искусство XV - начала XX века


  • "Радищевский музей. Шедевры коллекции". Постоянная экспозиция. Живопись, графика, скульптура, иконопись, декоративно-прикладное искусство XV - начала XX века
01.01.2013  —  10.01.2018
Стоимость билета:  от 50 руб. до 120 руб.
В Радищевском музее города Саратова после семилетнего капитального ремонта и реставрации исторического здания открылась новая экспозиция, представляющая шедевры коллекции первого общедоступного художественного музея России, основанного Академиком живописи А.П. Боголюбовым в 1885 году.

На протяжении многих лет своей жизни, живя в Париже и путешествуя по Европе, Алексей Петрович Боголюбов собирал произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, готовясь передать их городу Саратову. Саратов был избран Боголюбовым потому, что в Саратовской губернии находилось имение Аблязово, принадлежавшее его знаменитому деду – Александру Николаевичу Радищеву, имя которого стал носить открывшийся музей. Здание на одной из главных площадей города было построено специально для музея петербургским архитектором И. Штромом. Им же были спроектированы витрины для залов, некоторые из которых сохранились до сих пор и вошли в экспозицию русского искусства второй половины XIX века. Новая экспозиция музея состоит из разделов древнерусского и культового искусства XIII-XVIII вв., русского искусства XVIII - начала XX вв., западноевропейского искусства XV - середины XIX вв. и мемориальные залов. Концепция экспозиции определялась несколькими тезисами: представление шедевров коллекции, соотнесение их с изменившимися интерьерами здания, комплексный показ живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также впервые экспонирование древнерусского и графики в специально выделенных залах. Три мемориальных зала впервые созданы в музее. Они объединили экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве А.П. Боголюбова, русских и зарубежных художников, входивших в его окружение, поддерживавших идею создания музея и способствовавших ее воплощению.

Особенностью экспозиции центрального зала этого раздела является «шпалерная» повеска, дающая возможность окунуться в атмосферу музея конца XIX – начала XX века.

Это ощущение поддерживается фрагментами орнаментальных росписей этого же периода, открытых во время реставрации на оконных откосах. Этот зал посвящен творчеству Боголюбова и русских художников, близких Алексею Петровичу: И. Репина, И. Крамского, В. Верещагина, К. Савицкого, А. Харламова, Беггрова, И. Похитонова. Фактически все лучшие произведения Боголюбова из музейной коллекции вошли в состав экспозиции этого зала и впервые настолько полно ее представили. В вертикальных витринах демонстрируются произведения декоративно-прикладного искусства, подаренные А.П. Боголюбову, и керамические блюда и пласты с росписью русских художников, выполненные ими в парижской мастерской. В горизонтальных витринах расположены предметы и фотографии. Во втором зале представлены произведения европейских художников второй половины XIX века из боголюбовского собрания. Произведения третьего зала дают представление о художественной жизни Саратова в период открытия Радищевского музея. В этом разделе представлен и бюст А.П. Боголюбова, выполненный скульптором Л.А. Берштрамом.

Впервые древнерусское и культовое искусство экспонируется в отдельном зале. Здесь представлены лучшие в коллекции иконы XVII-XVIII веков, отдельная стена отведена для Муромского иконостаса XVIII века. В витринах показаны серебряные кресты и подписные и маркированные оклады, а также Евангелие в серебряном окладе, кубки и дароносицы. В одной из витрин находится раритет коллекции – крест-энколпион XII века. Анфилада из пяти залов первого этажа музея отведена для экспозиции западноевропейского искусства. Шедевры коллекции представлены по странам. Такое экспонирование дает возможность показать особенности и отличия различных живописных школ. Самый большой зал отведен для искусства Италии XV-XVIII веков. Здесь размещены большеформатные шедевры коллекции живописи: Вазари «Триумф Вакха», тондо «Мадонна с ангелами», «Пейзаж с купальщицами» Сальватора Розы, «Раскаянье апостола Петра» Молы, эскиз Кастельоне «Сотворение мира», Альбани «Чадолюбие». Одна стена зала отведена для германского пятистворчатого алтарного складня XV века, фланкированного немецкой скульптурой XV –XVI веков. Интерьерность залу придает итальянская мебель поставец, сундуки, стулья, стол с подсвечником и замечательный стол с инкрустацией гравированной слоновой костью и перламутром, стоящий в центре зала. Этот стол выполнен итальянскими мастерами по заказу князя Голицына в XIX веке.

Следующий зал представляет искусство Голландии. Акцентами в экспозиции являются три произведения живописи: два последователя Караваджо - Стоомер «Поклонение младенцу Христу» и Н.Х. «Игроки в карты» и «Проповедь Христа на Генисаретском озере» Виллартса. Вокруг них расположены «малые голландцы» - портреты и бытовые сценки. Среди них такие шедевры коллекции Питер ван Ноорт «За шитьем» и Я. Куленбир «Пейзаж с хижиной». Довершает экспозицию витрина с дельфтским фаянсом XVII-XVIII века. Затем следует зал, представляющий фламандское искусство. На главной стене экспонируются «Смерть Адониса» Босхарта, «Травля оленей» Гюйсманса, копия с Рубенса «Младенец Христос и Иоанн Креститель» и «Бой петухов» неизвестного художника. В этом же зале особое пространство создано для шедевра коллекции «Прогулка по набережной» Колери. В экспозицию произведений живописи органично вписаны алтарь и стулья. Завершают экспозицию западноевропейского искусства два зала, представляющих искусство Франции XVIII- середины XIX века. Два больших простенка отведены для большеформатной живописи. Одна из них - «Флора» Вербрюгена (Фландрия), другая «Натюрморт» М. Буйона (Франция). Такое сопоставление этих двух произведений позволяет проследить влияние фламандской школы на французский натюрморт. В этом зале расположено 6 витрин с фарфором, коллекция которого в музее содержит большое количество уникальных предметов, выполненных на заводах европейских стран: Франции, Германии, Австрии. Эти произведения декоративно-прикладного искусства дают представление о стилях, специфике, пристрастиях, влияниях, характерных для разных стран. В зале экспонируются и два бюста французского скульптора Гудона «Александр» и «Луиза».

В экспозицию небольшого по размеру последнего зала входят жемчужины коллекции – произведения Монтичелли и художников-барбизонцев Коро, Добиньи, Тройона, поступившие в музей от А.П. Боголюбова. Весь второй этаж музея – отведен для произведений русского искусства. Он состоит из анфилады залов, идущих по кольцу вокруг центральной лестницы. Кольцо соединяется коридором, в который выходят четыре изолированных зала, с самым большим залом музея, находящимся в торце здания. Именно здесь произошли самые значительные изменения в архитектуре: ей был возвращен первоначальный облик. Была раскрыта центральная арка, соединяющая пространство лестничной площадки второго этажа с центральным залом. И в этом же, первом, зале раскрыто ранее закрытое щитом окно. На площадке второго этажа в прошлой экспозиции располагался «Радищевский уголок», где экскурсоводы рассказывали историю создания музея. В самом же зале экспонировались произведения Рокотова и художников и художников его круга. А на щите, закрывавшем окно, размещалась большая картина неизвестного художника «Екатерина II».

В новой экспозиции русского искусства первый зал в основном построен на произведениях декоративно-прикладного искусства. Фактически это интерьер усадебной дворянской гостиной, украшением которой являются комплект мебели, состоящей из дивана и двух кресел, и фарфоровая ваза, изготовленная по спецзаказу на берлинском заводе для графа Нессельроде. Теперь этот зал наполнился светом, раскрылся на все стороны: направо из него начинается анфилада с экспозицией искусства XVIII века, а налево – анфилада с экспозицией искусства начала ХХ века. Через открытый арочный проем появилась возможность видеть весь музей от юго-восточной до северо-западной стены, и из зала искусства XVIII века великолепно просматривается статуя Петра I (скульптор Антакольский, XIX век). Многие произведения декоративно-прикладного искусства в этом зале экспонируются впервые.

В целом экспозиция русского искусства строится на основе историко-хронологического подхода с соблюдением комплексного принципа показа. И если в первом зале доминируют предметы декоративно-прикладного искусства, то в следующих залах существует явное преимущество живописи, но интерьерные уголки существуют и там.

Экспозиция русского искусства XVIII века продолжена направо от интерьерного зала в трех анфиладных залах. На двух торцевых стенах, расположенных напротив друг друга, экспонируются две большеформатные картины: «Екатерина II» неизвестного художника и «Коронация Павла I и Марии Федоровны» Квадаля. Между ними размещается живопись второй половины XVIII века, в том числе портреты, выполненные Рокотовым, Левицким, Боровиковским. Мебель: диваны, кресла, столы, клавикорды создает фрагменты парадных и камерных интерьеры.

Интерьерно решена и экспозиция коридора второго этажа, соединяющего анфиладу кольца с большим залом. Поскольку с левой стороны расположены залы графики XVIII-XIX века и русское искусство первой половины XIX века, а с правой – зал графики и русское искусство рубежа XIX-начала XX века, то интерьеры коридора с включением произведений живописи сохраняют последовательную хронологию. К слову сказать, залы, оснащенные для экспонирования графики, созданы в Радищевском музее впервые.

Изменения в архитектуре, произошедшие в начале экспозиции русского искусства, вызвали перемещения произведений по залам, и теперь впервые русское искусство первой половины XIX века выделено в отдельный зал. Кроме живописи В. Тропинина, С.Щедрина, Ф. Матвеева, К. Брюллова, А. Иванова, И. Хруцкого, а зале размещается витрина-горка с фарфором и бронзовыми часами, две большие фарфоровые вазы, витрины с медалями Ф. Толстого и бюст А. Пушкина, выполненный И. Витали.

В самом большом зале расположена экспозиция русского искусства второй половины XIX века, вместившая также искусство середины XIX века, ранее размещавшееся в отдельном зале. Теперь произведениям искусства этого периода отведено пространство одной достаточно большой стены. Конечно, пришлось пойти на вывод некоторых работ из экспозиции, сохраняя лучшие из них. Надо сказать, что совсем из экспозиции ушло всего два-три произведения. Некоторые переместились в интерьерный коридор, другие – в мемориальные залы. Большой зал имеет красивую форму вытянутого восьмигранника с окнами на боковых гранях. Из зала были убраны щиты, мешавшие общему восприятию пространства. Зал имеет четыре большие экспозиционные стены, на одной из которых разместились работы академистов и демократов середины XIX века. Другая стена совместила работы художников-передвижников в жанре портрета и пейзажа. Здесь экспонируются портреты В.Сурикова и И. Репина, пейзажи А.Саврасова, Ф. Васильева, А. Куинджи, И. Шишкина. Две другие стены отведены для произведений В. Поленова, Г. Семирадского, И. Левитана, М. Нестерова.

В этом же зале размещена скульптура М. Антокольского, Е. Лансере, И. Гинцбурга. Кроме того, именно в этом зале сосредоточено историческое оборудование – витрины, выполненные по проекту архитектора И. Штрома, строившего здание музея и спроектировавшего витрины для него. Теперь в них представлены русский фарфор и стекло XIX века. Зал русского искусства рубежа XIX-XX века по наполнению экспонатами остался практически без изменений. Но и из него были убраны щиты. Теперь пространство зала раскрыто, а произведения живописи, размещавшиеся на щитах, переместились на простенки между окнами.

Раздел русского искусства начала ХХ века пополнился несколькими произведениями эпохи модерна. Такая возможность появилась, поскольку один зал, отведенный ранее для древнерусского искусства, освободился. В нем разместились произведения А.Савинова, одно из которых – большеформатная картина «Арфистка». Ее экспонирование на простенке торцевой стены позволило создать третий акцент, корреспондирующий с работами большого формата XVIII века «Екатериной II» и «Коронацией Павла I и Марии Федоровны». Эти акценты держат экспозицию анфилады залов кольца второго этажа.

Экспозиционные залы исторического здания музея оснащены новой повесочной системой, системой освещения и витринами, стилизованными под старые витрины XIX века.

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

"Волгатранстелеком"  "Галерея эстетика"      

         Администрация муниципального образования "Город Саратов"     
ГТРК СаратовИА "Взгляд-инфо"   СарБК    
                       

© 2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410031 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru
АФИША В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Получайте дополнительную информацию о выставках, мероприятиях и других событиях на мобильный телефон.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"