Скульптура «Распятие»
Неизвестный мастер. Саратовская губерния, Петровский уезд
Вторая половина XVIII – первая половина XIX века.
Дерево, резьба, левкас, темпера. 110х117х20
С памятниками деревянной скульптуры, их бытованием связана сложная эволюция религиозных представлений, удивительное сплетение христианской обрядности с язычеством. Борьба Церкви с язычеством превратилась в России в длительный тягостный процесс, продлившийся вплоть до XIX столетия. Патриархи в XVII, Синод в XVIII веке неоднократно накладывали запрет на изготовление и установку в церквах деревянных статуй. Однако через некоторое время в интерьерах храмов резные скульптуры появлялись вновь. Запреты особенно затрагивали композицию «Христос в темнице», видимо, как самую распространенную и исполнявшуюся с разной степенью профессионализма. А вот композицию «Распятие», также входящую в страстной цикл, эти запреты обходили. Отдельно стоящее «Распятие», начиная с XVIII столетия, становится неотъемлемой частью церковного интерьера.
Скульптура из собрания музея была создана народным мастером. Фигура Спасителя выполнена с нарушением пропорций; анатомические особенности обнаженного тела переданы схематично. Раскраска сохранилась лишь фрагментарно. Христос изображен коренастым с большой головой. Решение личнóго идентично другим статуям Петровского уезда.