Покровец «Се Агнец»
Неизвестный мастер. Архангелогородская губерния
Первая половина XVIII века
Атлас, шелк, позумент, нить шелковая, золóтная, речной жемчуг мелкий, шитье. 50х50
Самым распространенным сюжетом для оформления покровца на дискос считается «Се Агнец». На среднике из малинового атласа данного покровца изображены ангелы, веющие рипидами над жертвенной чашей. В чаше изображен Младенец Христос; над ним в сегменте неба из разноцветных облаков – благословляющий Саваоф. От Него нисходит Святой Дух в виде голубя. Средник окружен полями из голубой китайской камки. В углах изображены херувимы, по сторонам вышит вязью фрагмент из тропаря: «ПРIИДИТЕ И ЯДИТЕ ТЕЛО МОЕ ИЖЕ ЗА ВЫ ЗА МНОГIЯ ЛОМИМОЕ ВО ОСТАВЛЕНIЕ ГРЕХО».
Покровец шит цветными шелками и металлическими нитями – золóтными и серебряными. Искусство «живописи иглой» было известно на Руси с домонгольских времен, но особый ее расцвет пал на XV, XVI, XVII века. Особую роль сыграли в этом процессе великоняжеские и царские светлицы. Техника шитья совершенствовалась на протяжении трех столетий, достигнув в XVII веке особо сложных вариантов, и начинает спадать в последующий период. Один из последних всплесков вышивального искусства был связан с именем игуменьи Шенкурского монастыря Архангелогородской губернии Евфимии (1729-1749). Комплект Радищевского музея, состоящий из воздуха и двух покровцов, стилистически близок к изделиям этой мастерской.