Омофор
Неизвестный мастер. Россия
XIX век
Бархат, шелк, золотное шитье, канитель, блестки. 204х22
В собрании музея находится небольшая коллекция церковных тканей, которые условно можно поделить на предметы богослужебного облачения церковного клира и литургические ткани – воздухи и покровцы. На выставке были представлены некоторые из них.
Одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение, являются символами благодатных дарований. Без них таинство совершаться не может. К таким важнейшим предметам архиерейского облачения относится омофор, символизирующим заблудшую овцу, принесенную на плечах в дом (Лк. 15:4-7). Облаченный в него епископ знаменует собой Доброго Пастыря – Иисуса Христа, спасающего человеческий род.
Издревле омофоры украшались орнаментальными композициями вокруг обязательного изображения креста. Характер этих орнаментов находился в прямой зависимости от стилистических пристрастий эпохи. Также в разные периоды отдавали предпочтение определенным материалам, из которых предмет изготовлялся и которыми украшался. Данный омофор выполнен из малинового бархата с шелковой подкладкой. Поверхность расшита металлическими – золóтными и серебряными нитями вприкреп по картону. Кресты представлены в виде равносторонних четырехлистных цветов; края изделия украшены цветочным орнаментом и бахромой. Характер орнамента и использованные материалы датируют произведение серединой-второй половиной XIX века.