Иконка «Богоматерь Неопалимая Купина»
Неизвестный мастер. Ростов Великий (?)
Вторая половина XIX века
Медь, бархат, эмаль, роспись, штамп.7х5,8 (изображение); 10,7х9х1,4 (рамочка с ушком); 10х9х1,4 (рамочка без ушка)
Расцвет расписной живописной эмали в XVIII веке сменяется спадом в 20-е годах следующего столетия, который был связан с уходом моды на миниатюрные портреты. Основным же центром живописной эмалевой миниатюры в XIX веке становятся мастерские Ростова Великого. Первые упоминания о финифтяной мастерской встречаются в описях Ростовского архиерейского дома с 1760-х годов. Эта мастерская существовала до конца 1780-х годов, выполняя заказы представителей церкви из самых разных городов России. После перевода митрополии в Ярославль значительная часть мастеров получили относительную самостоятельность и были записаны в финифтяной цех Ростовской ремесленной управы. С этого времени можно говорить о зарождении финифтяного промысла в Ростове Великом.
В XIX веке ростовские мастера были поставлены перед необходимостью удешевить процесс создания изделия, чтобы привлечь более широкого потребителя. С этого времени стали использовать рамку из металлического сплава, а не из серебра, значительно изменился и характер изображения. Иконка «Богоматерь Неопалимая Купина» из музейного собрания демонстрирует новую технику изображения, в которой используется меньшее число красителей и не столь тщательно передаются объемы. Сам образ, несмотря на сложно толкуемую иконографию, был очень почитаем и популярен.