Икона «Святой апостол Андрей Первозванный»
Неизвестный мастер. Ростов Великий (?)
XVIII – начало XIX века (?)
Эмаль, серебро, роспись. 8х6
Техника цветной эмали была перенесена на Русь из Византии. Ее возможности как нельзя лучше отвечали эстетике узорочья и полихромности древнерусского искусства. С домонгольского периода известны изделия украшенные перегородчатой, выемчатой эмалью, а также эмалью по литью. XVII век стал временем возрождения эмальерного дела, именно тогда появляется новая техника – расписная, живописная эмаль. Помимо традиционных центров эмальерного дела, таких, как Новгород и Москва, появляются новые региональные школы в Сольвычегодске, Великом Устюге и других городах России. Во второй трети XVIII столетия складывается самобытный стиль ростово–ярославской школы финифти. Искусство расписной эмали продолжает развиваться художниками монастырских мастерских в столичных и провинциальных городах, создававших дробницы для окладов богослужебных книг, различной церковной утвари и облачений.
На выставке была представлена икона из музейного собрания «Святой апостол Андрей Первозванный» XVIII – начала XIX веков. В этот период для создания произведений живописной эмали применялась пунктирная техника миниатюрной живописи, что было сопряжено с кропотливой и длительной работой мастера. Изделие обрамлено серебряной рамой, еще более повышавшей его стоимость. Подобные произведения нередко преподносились священнослужителям в знак отличия.