Иконка «Поклонение образу неизвестного святителя святых преподобных Антония и Феодосия Печерских (?) с изображением архангела Михаила, Успения Богоматери и святой мученицы Варвары (не сохранилось) в клеймах»
Неизвестный мастер. Киев
Вторая половина XIX века
Дерево, 15х10х1,4
Известна сложная судьба русской деревянной скульптуры, но исследователи еще не уделили достаточно внимания такому феномену как поздняя деревянная мелкая пластика, связанная с культурой паломничества.
В XIX веке особого расцвета достигают два крупнейших паломнических центра – Киево-Печерская Лавра и Троице-Сергиева Лавра. Изделия «в благословение верующим», которые предлагались в этих обителях, чаще всего создавались посадскими мастерами. Иконки и нательные кресты резались из кипариса, нередко украшались цветной бумагой или фольгой. Особо были востребованы изображения прославленных местных чудотворцев, как в данном случае – святых преподобных Антония (983 – 1073) и Феодосия (ок. 1008 – 1074) Печерских. Нередко на небольшой иконке высотой в 15 сантиметров мастер размещал сложную многочастную композицию с большим числом изображенных лиц. Подобные памятники, в силу своей хрупкости, плохо сохранялись, и сейчас являются украшением любой коллекции.