Складень двустворчатый «Троица Ветхозаветная. Богоматерь Знамение»
Неизвестный мастер. Поморье
XVIII-XIX век
Медный сплав, литье, эмаль. 3,5х6,4х0,4 (в раскрытом виде), 3,5х3,7х0,8 (в закрытом виде)
Русское медное литье – удивительное явление, своим «вторым рождением» обязанное старообрядческой культуре. В конце XVII века в глухих лесах русского Севера – в Олонецком уезде – была основана Выгорецкая обитель, ставшая крупнейшим центром старой веры беспоповского толка. Основатели и насельники обители в своих литературных трудах заложили основы старообрядчества. И, собирая по крупинкам древнейшие технологии и элементы «дониконовской» культуры, они формировали старообрядческое искусство.
Меднолитые иконки выгорецких мастеров стали очень популярны. Им подражали медницы других старообрядческих центров. Созданные на Выгу формы изделий сохраняются и тиражируются до ХХ века. К таким произведениям относится памятник из музейной коллекции – так называемая «поморская панагия». Это двустворчатый складень, предназначавшийся для хранения частиц Богородичного хлеба. Освященный во имя Богоматери на монастырской трапезе хлеб брали с собой в дорогу как спасительное средство в пути. На створах складня представлены две древнейшие иконографии – «Троица Ветхозаветная» и «Богоматерь Знамение».